Как китаец у корейцев храм умыкнул

Видали на рынке наперсточников? Ловкость рук - и в карман “фокусника” под его же неумолкающие прибаутки перекочевывает сотня-другая. Так вот что я вам скажу: масштаб этих мошенников - мелочь по карманам тырить. Другое дело - взять да и хапнуть целый храм в центре города. В личное пользование. Именно такое событие и произошло недавно во Владивостоке.

18 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №739 от 18 февр. 2000

Видали на рынке наперсточников? Ловкость рук - и в карман “фокусника” под его же неумолкающие прибаутки перекочевывает сотня-другая. Так вот что я вам скажу: масштаб этих мошенников - мелочь по карманам тырить. Другое дело - взять да и хапнуть целый храм в центре города. В личное пользование. Именно такое событие и произошло недавно во Владивостоке.

Церковный детектив

Фабула этой истории проста, как сказка про хитрую лису, которая втерлась в доверие к зайцу и его же из избушки выгнала. Ужель нет таких сюжетов в богатой культуре соседних стран Востока? Ведь оттого сказки и вечны, что обобщают великий интернациональный опыт всяческих грешников и искусителей, лохов и мошенников. Построили корейские миссионеры несколько лет назад во Владивостоке на свои деньги христианскую методистскую церковь на улице Светланской, 108 ж, в районе остановки "Гайдамак".

Справка "В". Владивостокская христианская методистская церковь (протестантизм) зарегистрирована в 1992 году управлением юстиции администрации края. Работает на основании устава. Высшим органом управления церковью является общее собрание ее членов. Пресвитер (председатель правления) избирается на общем собрании. Вообще методистское религиозное направление в Приморье развивается в основном силами корейских миссионеров. Работают они на законных основаниях, приходы потихоньку обрастают верующими прихожанами. Миссионеры строят храмы, куда ходят молиться и корейцы, и русские, и украинцы, и люди других национальностей.

Храм на "Гайдамаке", что и говорить, получился красивым, как игрушка. Его рыночную стоимость специалисты оценивают примерно в полмиллиона долларов.

Именно эту игрушку и приглядел один, судя по всему, не бедный прихожанин - некий гражданин из Китая Бай Ци. Говорят, он предложил пресвитеру Владивостокской христианской методистской церкви Ли Дон Гону соорудить пристройку, в которой разместилась бы то ли благотворительная больничка, то ли центр восточной медицины. А что, подумал пастор, дело это богоугодное. И согласился.

Дальше - дело странное. Лучше сказать, темное. Бай Ци убеждает господина Ли, а заодно и его супругу (лицо, нередко на мужей влияющее) Ли Хва Сук, что богоугодное учреждение возвести не удастся, если у партнера, то есть у него, не будет всех прав собственности на весь храм! И пастор издает "Приказ о ДАРЕНИИ здании церкви".

Потом почему-то передает свои полномочия жене, оформив 16 августа 1999 года доверенность на нее. И женушка уже на следующий день, 17 августа, подписывает договор дарения всего здания храма гражданину Бай Ци со всеми необходимыми формальностями. Бай ци от подарка не отказывается. Нотариус Владивостокского нотариального округа Л.В. Джавадова закрепляет сделку.


Шило в мешке

Такого подвоха, какой последовал от друга Бай Ци дальше, конечно, ни Ли Дон Гон, ни его супруга не ожидали. Вместо того, чтобы тихо пристроиться к храму и лечить, Бай Ци выгнал взашей всех бывших хозяев, дал от ворот поворот всем прихожанам и занялся масштабной реконструкцией здания. Заявив во всеуслышание, что он купил "домишко" у семьи пастора за 120 тысяч долларов. О чем у него якобы имеется расписка. И вот тут весь христианский методистский мир на земле Приморской "взорвался".
Прихожане возмутились тем, что пресвитер, грубо нарушив устав церкви, единолично, без решения общего собрания, необходимого в такие судьбоносные моменты, взял да и подарил целый храм - собственность церкви - невесть кому.

Ассоциация корейских миссионеров в Приморье возмутилась преступной доверчивостью пастора, а еще - хитростью и наглостью Бай Ци.

А вот щедрая дарительница госпожа Ли Хва Сук - тем, что ее обвинили, будто она взяла деньги. Между прочим, копия расписки о получении ею денег, представленная противной стороной, даже прошла почерковедческую экспертизу в Приморской лаборатории судебной экспертизы Минюста. Подпись Ли Хва Сук там сходится с подлинной. (Брала?) Но эксперта насторожило, что в деле фигурируют только копии, а копию с помощью современной техники нетрудно и подделать. (Не брала?)

Словом, были ли там деньги или церковь подарена безвозмездно, нынче одному Богу известно. Либо и в самом деле люди так доверчивы?

Как бы то ни было, прихожане церкви подали иск в Ленинский районный суд с просьбой признать договор дарения здания недействительным и вернуть церковь верующим. Причем в том виде, в каком Бай Ци его принял. Люди попросили также помощи и в комитете по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями краевой администрации.

"На наш взгляд, сделка эта - явное мошенничество, - заявил корреспонденту "В" консультант комитета, кандидат исторических наук Анатолий Дмитренко. - Конечно, суд во всем разберется. Но мы уверены: храм необходимо вернуть его истинным хозяевам - верующим и тем, кто строил его, вкладывал не только средства, но и душу."

Заседание суда было назначено на минувший понедельник 14 февраля. Зал заполнили прихожане, корейские миссионеры, дипломатические представители, адвокаты, переводчики, другие специалисты. Не пришел только г-н Бай Ци. Говорят, дабы ему не вручили повестку, он попросту не открывает двери ни милиции, никому другому. Говорят, в суд не хочет идти, поскольку не слишком уверен в своей правоте. Или, наоборот, слишком уверен? Суд перенесли на 21 февраля.

Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"