Особенности национального повышения цен на водку

Погасить ажиотажный спрос и волну недовольства населения предстоящим повышением цен на водку взялся сам и.о. президента Владимир Путин. Ему накануне выборов ни к чему подобная реклама. Поэтому он пообещал, что цена на “простой русский напиток - водку” останется примерно такой же. Но не уточнил, до какого периода.

18 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №739 от 18 февр. 2000

Погасить ажиотажный спрос и волну недовольства населения предстоящим повышением цен на водку взялся сам и.о. президента Владимир Путин. Ему накануне выборов ни к чему подобная реклама. Поэтому он пообещал, что цена на “простой русский напиток - водку” останется примерно такой же. Но не уточнил, до какого периода.

Почем внутрь?

Слова главы государства подтвердил и председатель комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края Владимир Светлов. По его мнению, основные приморские производители и не планировали повышать отпускную стоимость своих изделий. У “Уссурийского бальзама” самым дешевым напитком считается “Арму” - 31 рубль 75 копеек для оптовиков. Несколько дороже другие водки. У “Арго” отпускная цена “злодейки с наклейкой” колеблется в пределах 39 - 41 рубля. Поэтому и в розничной сети цены на продукцию “Арго” выше, чем у “Уссурийского бальзама”. И то, что в магазинах и ларьках 40-градусные поллитровки продаются по 50 с лишним рублей, является следствием накруток посредников и самих продавцов.

Задирать цены заводы-производители не собираются. Даже то, что выпускают, не продается полностью. Спасское предприятие пока еще держится в своих объемах прошлого года, а они в два раза ниже уссурийских показателей по водке. Зато крупнейший в крае изготовитель ликеро-водочной продукции в нынешнем году снизил производство водок в 1,5 раза по сравнению с ноябрем-декабрем и разлив осуществляет одной сменой вместо двух прежних. Часть работников отправили в отпуска. А тут еще и Владивостокский завод выходит на заданную мощность.

Акцизы и бюджет

Последнее подорожание водки в начале января было связано с увеличением акцизных сборов. Они поднялись на 4 рубля 80 копеек и составили 14 рублей с каждой бутылки. Ровно половину забирают себе федеральные органы. Оставшие 7 рублей делят краевые и муниципальные власти из расчета 90 и 10 процентов.

Нельзя не отметить тот факт, что эти деньги были изначально заложены в государственный бюджет-2000 еще прошлым депутатским корпусом Госдумы. И обратного хода здесь нет. Хотя правительство на волне победных переговоров с Лондонским клубом заявляет, что провалов в наполнении бюджета теперь не предвидится. Однако кабинет министров с подачи Минфина и Минэкономики с 25 февраля минимальные цены на литр водки вместе с посудой поднимает с 47 до 62 рублей. То есть с учетом всех платежей, прямых и косвенных, затрат на изготовление, транспортировку и реализацию у 40-градусных напитков есть немалые возможности стать дороже. Вот только сам завод-изготовитель останется на уровне 40 копеек прибыли с каждой бутылки и получить больше ему не позволят.

Пить народ не бросит. И это подтверждается всей российской историей. И хотя сбыт ликеро-водочной продукции значительно сократился после новогодних праздников из-за ее возросшей стоимости, пьяных меньше не стало. Просто люди с более низким достатком перешли на употребление суррогатных напитков и стали чаще гнать самогонку. Так что в проигрыше остаются только наш бюджет и наше здоровье.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"