Жизнь его кинематограф
Много ли может сказать о человеке сухая справка, официальный документ? Судите сами. Эта сугубо деловая бумага называется “творческая карточка”. Итак: “Фамилия, имя, отчество - Рещук Василий Николаевич. Дата рождения - 12 февраля 1940 г. Образование - среднее специальное. Творческий союз - Союз кинематографистов России. С какого года работает в системе телевидения - с 3 февраля 1966 г. Занимаемая должность - кинооператор”. Дальше каждый лист творческой карточки (а их четыре) вертикально разделен на семь граф. Вот их наименования: номер по порядку, дата, названия фильмов, объем, кем работал, оценка, дипломы (призы). Справка для непосвященных - это перечень документальных фильмов, в создании которых принимал участие В. Н. Рещук. Приведу полностью первую и последнюю запись: “№ 1, май 1966 г., объем - I часть (т. е. 10 минут), фильм “Вечно в строю”, работал оператором, оценка - тираж”. И последняя запись: “№ 99, 1994 г., объем - I часть, фильм “Вода текущая”, оператор, оценка - тираж, ЦТ”.
Много ли может сказать о человеке сухая справка, официальный документ? Судите сами. Эта сугубо деловая бумага называется “творческая карточка”. Итак: “Фамилия, имя, отчество - Рещук Василий Николаевич. Дата рождения - 12 февраля 1940 г. Образование - среднее специальное. Творческий союз - Союз кинематографистов России. С какого года работает в системе телевидения - с 3 февраля 1966 г. Занимаемая должность - кинооператор”. Дальше каждый лист творческой карточки (а их четыре) вертикально разделен на семь граф. Вот их наименования: номер по порядку, дата, названия фильмов, объем, кем работал, оценка, дипломы (призы). Справка для непосвященных - это перечень документальных фильмов, в создании которых принимал участие В. Н. Рещук. Приведу полностью первую и последнюю запись: “№ 1, май 1966 г., объем - I часть (т. е. 10 минут), фильм “Вечно в строю”, работал оператором, оценка - тираж”. И последняя запись: “№ 99, 1994 г., объем - I часть, фильм “Вода текущая”, оператор, оценка - тираж, ЦТ”.
Самое интересное в этих записях - цифра 99. Да, одной картины не хватило для более чем круглой цифры - 100. Жизнь распорядилась, чтобы Василий Рещук снял именно 99 документальных фильмов. Практически все они демонстрировались на экране ЦТ, более 10 лент удостоены солидных дипломов и призов.
Вот вам и документальная справка...
Лес, поляна, на ней мирно пасется каурый конь. Лошадей во все времена любили снимать в кино. Вспомните хотя бы “Иваново детство” А. Тарковского. А здесь все в цвете. Конь строен и прекрасен. И вдруг сзади сноп солнечных лучей. И в этом солнечном ореоле - силуэт лошади. композиционно, цветово, эмоционально законченная картина. В стильной раме она украсит любой интерьер. На самом деле это лишь кадр из фильма “Волшебная ягода” работы В. Рещука. Героиня ленты - его маленькая дочь. Вместе с дедом она ходит по лесу, они разводят костер, кипятят чайник, разговаривают, девочка рвет ягоды и кладет их в рот... Абсолютно бытовые зарисовки. Но за ними столько пронзительного лиризма, философии, поэзии. Это фильм о том, как ребенок познает чудо живой природы, о красоте мира, о связи поколений. Об этом не сказано ни слова, но высокие и чистые мысли приходят на ум зрителю от того, как выстроен фильм, от его удивительного настроения, от пристального взгляда камеры в руках оператора-художника.
* * *
Василий Рещук - художник и в истинном смысле слова, обозначающем в искусстве высоту творческих достижений мастера, и в смысле профессии. В родном Уссурийске он рисовал в кружке Дома пионеров, получил образование в художественном училище, только нелепый случай помешал закончить художественный факультет Дальневосточного института искусств в числе студентов первого выпуска. Вот где истоки живописности кадров, снятых оператором Рещуком. Кинокамера в его руках стала как бы естественной заменой кисти, а кадры, любовно и тщательно отобранные этой самой камерой, столь часто напоминают выразительные полотна.
* * *
Любовь к творчеству привела его на Приморское телевидение. Он пришел к Альберту Масленникову, режиссеру, энтузиасту (впрочем, в те годы не энтузиастов ТВ не знало) в клуб кинолюбителей. Там он впервые взял в руки кинокамеру. Этот момент определил его судьбу. В феврале 66-го года он начал работать ассистентом оператора Приморского ТВ. Его наставниками в профессии были П. Якимов и Б. Колобов. Ученик оказался любознательным и способным. Уже в мае 66-го г. (вспоминайте творческую карточку) он снял свой первый самостоятельный фильм. Его мало привлекала ежедневная телевизионная текучка, репортажные съемки, он раз и навсегда влюбился в кино. Между тем ленты, созданные приморскими теледокументалистами, завоевывали признание не только в Советском Союзе, но и в Европе. О Дальтелефильме (он уже был создан при Приморском комитете) заговорили всерьез. Стали известны имена режиссеров: О. Канищев, Ю. Шепшелевич, В. Патрушев... Заговорили об операторах.
Волны Тихого океана и заря над дальневосточной тайгой, шахтеры в забое и танцы под чукотский шаманский бубен, вулканы Камчатки и слезы ветеранов войны - перечень кадров, снятых Рещуком, бесконечен. За него сражались режиссеры, справедливо считалось, что камера Рещука спасет даже слабый сценарий. Его мастерство росло от фильма к фильму. Наверное, нет уголка на Дальнем Востоке, где не побывал бы оператор Рещук. Долгие месяцы проводил он со съемочными группами в экспедициях.
Увы, когда в 90-х годах так многое изменилось в России, перестал существовать ДТФ (Дальтелефильм). Чем он был для режиссеров, операторов, монтажниц, многие поняли, только потеряв его. Во всяком случае Василий Николаевич говорит: “Я проработал на ДТФ 27 лет, 10 месяцев и 15 дней...”
* * *
Он придерживается спартанского режима всю жизнь. Отбой в 10 вечера, подъем - в 6 утра. Утро начинается с часовой зарядки. Во все киноэкспедиции обязательно брал с собой гантели. Никогда не курил, пил весьма умеренно. Наверное, физическая форма помогала и не раз выручала в работе. Ведь на кинооператоре лежит всегда огромная физическая нагрузка (это помимо эмоциональной, творческой). Кинокамера весит без малого шесть килограммов. Однажды на Кунашире съемка длилась с 8 утра и до 4 утра следующего дня. Когда он отработал такую смену, у него были черные круги вокруг правого глаза, к которому прижимается резинка видоискателя.
Рещук не любил, чтобы режиссер объяснял ему, с какой точки снимать, как построить кадр и т. д. Перед ним необходимо было поставить общую задачу, объяснить, какая нужна интонация, какой стиль будет присущ ленте. Все остальное - творчество самого оператора-мастера. Снятые им кадры были столь совершенны, что режиссерам при монтаже приходилось нелегко: рука не поднималась выбросить что-то ненужное.
Он до сих пор считает, что черно-белое кино себя до конца не исчерпало, когда на смену в кинематограф пришел цвет. (Профессионалы знают, что создать поэтичную, точную, выразительную картинку в черно-белом варианте значительно сложнее, чем в цвете.) И это при том, что Рещук всегда оставался художником. В любую экспедицию: будь то Арктика или тайга, амурская деревня или палуба корабля - везде брал он с собой этюдник, кисти... Наверное, камера приучила его к документальности: рисует всегда только с натуры, ничего не придумывая...
В экспедициях всегда со всеми поддерживал ровные товарищеские отношения, при этом особо тесно, пожалуй, ни с кем не приятельствовал, оставаясь некоей вещью в себе, не пуская в свой достаточно замкнутый внутренний мир. В работе - обстоятельность и предельный фанатизм.
Не помню, чтобы Рещук на кого-то кричал, если уж очень не по нему - лишь зубами скрипнет.
* * *
В 90-х годах в жизни Василия Николаевича произошло два несчастья: закрыли ДТФ и обрушилась на него болезнь. Не работать не мог. Пока руки держали камеру (теперь уже видео), работал в телекомпании “Восток-ТВ” на текущих съемках. Но недуг не отпускал...
Василий Рещук по-прежнему красивый, могучий внешне, смеется: “Сейчас я невыездной”. Он не покидает своей небольшой квартиры, все стены которой любовно увешаны его картинами. Это старания жены Валентины, которая искренне считает его великим художником. В основном пейзажи, выполненные пастелью и гуашью. Композиция, ракурсы, цвета - удивительные. Каждый день, даже в лютые морозы, он, плотно закутавшись, рисует на натуре возле собственного подъезда, рисует, пока рука держит кисть.
Он много читает, причем только классику: Гоголь, Достоевский, Чехов... Перелистывает многочисленные альбомы с репродукциями любимых художников, по ТВ смотрит в основном новостные программы. Сильный человек - он не сдается.
...Вспоминаю его ленты, его поэтический философский кинематограф и думаю: хорошо бы нынешним молодым, порой не в меру шустрым и самоуверенным операторам почаще смотреть фильмы, снятые Василием Рещуком. Смотреть как учебное пособие. Видит бог, там есть чему поучиться.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"