В составе России не значится...
Из фундаментального труда “Россия. Энциклопедический справочник” явствует: Приморский край исключен из состава России
Из фундаментального труда “Россия. Энциклопедический справочник” явствует: Приморский край исключен из состава России
Выпущен сей труд в Москве издательским домом “Дрофа” в 1998 году, подготовлен работниками издательства “Большая Российская энциклопедия” под редакцией А. Горкина, А. Зайцева, В. Карева, объем - 592 страницы.
Выход в свет энциклопедических изданий - наиболее значимое событие, поскольку они в концентрированном виде дают читателю сведения по самому широкому кругу вопросов. Вместе с тем это налагает и особую ответственность на составителей такого рода трудов. Поэтому прекрасно изданный справочник, конечно, не остался без внимания общественности.
Так уж мы устроены, что, взяв в руки новую книгу, в первую очередь интересуемся, что же в ней написано о крае и городе, где мы проживаем. Здесь нас ждало глубокое разочарование.
Открываем раздел “Субъекты Российской Федерации”... и не находим в нем статьи о Приморском крае. Может быть, края выделены отдельно? Но нет, все республики, края, области и округа приводятся в алфавитном порядке. Глазам своим не веришь: Пермская и Псковская области есть, а Приморского края, который должен находиться между ними (с. 414), - нет!
В принципе на этом можно было бы и закрыть книгу. Но решили ознакомиться со статьями раздела “Важнейшие населенные пункты”. Приморский край здесь представлен Владивостоком, Находкой и Уссурийском. Еще раз убеждаешься в непреходящей истине: “Чем меньше - тем лучше”. По статьям о двух последних городах серьезных замечаний нет. Больше того, с чувством гордости приятно было узнать, что, оказывается, “в 1990 г. создана первая в Pоссии свободная экономическая зона “Находка”.
Что же касается “города нашенского” (с. 441 - 442), то здесь мы обнаружили, по сути, сплошной брак.
Уже из второй строки мы узнаем, что Владивосток расположен в 9302 км от Москвы. В действительности - в 9288 км, о чем молчаливо свидетельствует надпись на изящной гранитной стеле, установленной на железнодорожном вокзале Владивостока.
Далее говорится о том, что военный пост Владивосток основан “командой парусника “Маньчжур” . Это - неточно, так как пост основан
командой 3-й роты 4-го линейного батальона Восточной Сибири, высаженной с военного транспорта “Манджур”, который, кстати, имел паровую машину.
Утверждается, что Владивосток “с начала 1870-х гг. - один из ведущих портов на Тихом океане...” Это - плод фантазии авторов, так как лишь 25 февраля 1871 г. был издан приказ “о перенесении главного порта из Николаевска во Владивосток”. В начале 1870 годов во Владивостоке не было никаких пароходных организаций (пароход “Камчатка” А. Н. Филиппеуса не в счет, так как он транспортировал товары из портов Японии в пункты Охотского моря и Камчатки), ни одного капитального причала, а в 1871 г. его посетило всего 24 судна.
По масштабам того времени можно было бы написать, что с начала 1870-х годов Владивосток становится ведущим портом на Дальнем Востоке России, но никак не Тихого океана.
“В 1879 г. постоянная пароходная линия связала Владивосток с Петербургом и Одессой”. Тоже - неточно. Да, в 1879 г. состоялся переход парохода “Нижний Новгород” Общества Добровольного флота из Одессы в порты Дальнего Востока России. Но это был пробный рейс. Официально же “1880 год вошел в историю русского мореплавания как установление регулярных товаропассажирских рейсов отечественных судов из Европейской России на Дальний Восток”. В тот год три парохода Доброфлота совершили такие рейсы с запада на восток: “Москва”, “Владивосток” (оба из Одессы) и “Россия” (из Кронштадта).
Поэтому именно с 1880 г. начинается история Дальневосточного морского пароходства.
Утверждается, что “в 1903 г. открылось прямое ж.-д. сообщение с Москвой по Великой Сибирской магистрали”. Это - глубокое заблуждение. 1 июня 1903 г. состоялась лишь окончательная передача КВЖД в эксплуатацию. Великая Сибирская магистраль состояла из шести участков, которые строились в следующие сроки: Уссурийская ж. д. (1891 - 1897), Западно-Сибирская ж. д. (1892 - 1896), Забайкальская ж. д. (1895 - 1900), КВЖД (1897- 1901), Кругобайкальская ж. д.(1899 - 1905), Амурская ж. д. (1908 - 1916). Таким образом, прямое железнодорожное сообщение по Великой Сибирской магистрали началось только в 1916 г.
Говорится, что в 80-90-х годах XIX в. Владивосток являлся центром экспедиционных работ Н. М. Пржевальского и В. К. Арсеньева. Но первый из них руководил экспедицией в Уссурийском крае в 1867 -1869 гг. и более на Дальнем Востоке не появлялся. Что же касается В. К. Арсеньева, то его знаменитые экспедиции по Уссурийскому краю и другим районам данного региона проводились с перерывами в 1902 - 1927 гг.
Сообщается, что наряду с японскими и английскими войсками в апреле 1918 г. во Владивостоке высадились и американские войска. Тоже не все верно, так как вслед за японскими и английскими войсками 8 августа высадились французские и только 16 августа - американские войска.
Далее опять неточность. “Во время мятежа Чехословацкого корпуса (май - ноябрь 1918 г.) к власти пришло Временное сибирское правительство”. Такая общая формулировка только уводит читателя от сути дела. Применительно к словарной статье о Владивостоке следовало сказать другое, а именно, что 29 июня 1918 г. во Владивостоке части Чехословацкого корпуса совершили переворот, в результате которого власть Советов была свергнута и создано Временное правительство автономной Сибири. Подчеркиваем, что Временное сибирское правительство, о котором говорится в справочнике, было образовано в Томске 27 января 1918 г. Переехав во Владивосток, оно после 29 июня, то есть после переворота, называлось уже Временным правительством автономной Сибири и функционировало до октября 1918 г., после чего власть перешла к правительству адмирала А. В. Колчака.
Сведения об учреждениях Академии наук во Владивостоке представлены четырьмя словами и то в виде гибрида из двух эпох: “Дальневосточный научный центр РАН”. А ведь ДВНЦ АН СССР функционировал во Владивостоке с 1970 г. по 1986 г., после чего был преобразован в ДВО АН СССР (с 1992 г. - ДВО РАН). И еще. Если в статье все-таки упомянуто шесть вузов, вплоть до “технологического бытового обслуживания”, то об академических институтах - вообще ни слова. Между тем во Владивостоке их более десяти, в которых работают ученые и с мировым именем.
Упоминается Театр юного зрителя. Но этот театр уже около 10 лет называется Камерным театром драмы и вскоре, как говорят, в связи с новой концепцией получит новое наименование.
Резюмируя вышеизложенное, нетрудно сделать вывод о том, что статья о Владивостоке составлена на дилетантском уровне и вводит несведущего читателя в заблуждение.
Дотошные люди могут спросить: так что же, неужели в статье нет ничего хорошего. Есть, конечно. Цитируем:
“Многоэтажные кварталы города располагаются по склонам сопок, спускающихся к морю. Вдоль бухты Золотой Рог - исторического центра города - протянулись причалы и склады торгового и рыбного портов, доки и цеха судоремонтных заводов. Удобные пляжи, высокая концентрация солей в морской воде и целебные грязи на дне Углового(!) залива способствовали формированию в пригороде Владивостока курортной зоны”.
Так что теперь только остается нашим краевым и городским властям пригласить отличившихся составителей справочника приехать летом сюда на отдых.
Мы бегло ознакомились еще с несколькими разделами справочника. Там тоже обнаружили множество серьезных ошибок. Но это уже выходит за рамки нашей конкретной темы для газетной статьи.
Автор: Александр ГРУЗДЕВ, профессор-консультант кафедры истории Отечества ДВГТУ