Муниципальный или свободный?

После грандиозных планов превращения Владивостока в маленький аналог Сан-Франциско путем строительства автомобильных развязок и мостов у городской администрации дошли руки до идеи, выдвинутой во времена осенних выборов 1998 года кандидатом в мэры, начальником ДВГМА Вячеславом Седых. Идея заключается в том, что Владивосток обязан своему рождению удобной бухте. Росший и развивавшийся как порт, он может получать свое дальнейшее развитие только в качестве порта.

4 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №731 от 4 февр. 2000

После грандиозных планов превращения Владивостока в маленький аналог Сан-Франциско путем строительства автомобильных развязок и мостов у городской администрации дошли руки до идеи, выдвинутой во времена осенних выборов 1998 года кандидатом в мэры, начальником ДВГМА Вячеславом Седых. Идея заключается в том, что Владивосток обязан своему рождению удобной бухте. Росший и развивавшийся как порт, он может получать свое дальнейшее развитие только в качестве порта.

25 января в администрации Владивостока прошло очередное заседание Морского совета, на котором обсуждались пути развития портового хозяйства нашего города. Вывод - на сегодня город получает от порта, который по большому счету существует как бы сам по себе, только налоги, в то время как надо бы получать и доход от эксплуатации порта. Идея сама по себе великолепная, но дальнейшее ее развитие внушает некоторые опасения. Возникает ощущение, что порт должен стать муниципальным хозяйством. К чему это может привести - несколько ниже, вначале же о том, что, по мнению администрации Владивостока, сегодня не позволяет развиваться порту. Прежде всего это кажущиеся высокими портовые сборы и тарифы на оказываемые им услуги. Вполне возможно, что это действительно так. Но при тех таможенных сборах и налоговой политике, в первую очередь отталкивающих не только иностранных, но и отечественных судовладельцев, при том количестве судов, приходящих в порт Владивосток, сборы и тарифы не могут быть иными, поскольку должны компенсировать ценой малое количество заходов.

Администрация Владивостока хочет принять реальное участие в эксплуатации портов, желание похвальное, но при той налоговой политике, при той непривлекательности для вложений в морское хозяйство, что есть на сегодня во Владивостоке, вряд ли выполнимое. Стоит объявить порт муниципальным, как он тут же станет еще одним подобием “зеленого хозяйства” или трамвайно-троллейбусного парка, реально тянущих из бюджета больше, чем приносящих для развития городской инфраструктуры. Именно поэтому городская администрация, если посчитает нужным пойти по пути муниципализации портового хозяйства, столкнется с активным противодействием как федеральных властей, так и самих портовиков, которые, сколь бы малыми ни были их отчисления в городскую казну, тем не менее ощутимо пополняют городской бюджет. Причем наметившееся противостояние города и порта грозит перерасти в конфликт, в сравнении с которым конфликт “Серого дома” с “Дальэнерго” покажется детской игрой.

И все же пути выхода есть. И здесь необходимо опять вспомнить идею Вячеслава Седых, которая выражена в двух словах ПОРТО-ФРАНКО, т. е. свободный порт. Свободный от таможенных пошлин и поборов, которые уходят прежде всего куда-то далеко, в федеральный бюджет, и если возвращаются оттуда, то идут на самые необходимые нужды, а не на развитие города. Для того чтобы Владивосток мог подняться и встать вровень с ведущими портами Восточной Азии, нужно не прикреплять порт к городу путем муниципализации, а сделать порт и город привлекательными для вложения в их развитие крупных инвестиций. Для того же, чтобы Владивосток стал привлекательным для инвестиций, нужно не снижать ставки и тарифы на портовые услуги, а освободить от таможенных сборов и пошлин проходящие через порт грузы. То есть необходимо предать нашему порту статус ПОРТО-ФРАНКО - сделать то, о необходимости чего еще летом - осенью 1998 года говорил Вячеслав Иванович.

И если Владивосток получит максимальную свободу, многие проблемы с инвестированием программ по развитию городской инфра-структуры, созданию новых рабочих мест, строительству коммуникаций и жилья будут решены без привлечения бюджетных средств. Владивосток только тогда сможет стать богатым, когда в нем будет выгодно заниматься крупным бизнесом, а для этого обойтись без статуса порто-франко мы уже не можем. Тем более что буквально под боком у нас Пусан, противопоставить привлекательности которого сегодня нечего, кроме разговоров о необходимой муниципализации, объединении портов и предоставлении неких льгот для судов, постоянно посещающих наш порт.

Конечно же, очень хорошо, что после разнообразной борьбы за власть у городской администрации дошли руки до основного вопроса существования Владивостока. Хорошо, но все же необходимо посмотреть правде в глаза и признать, что тот путь, по которому пошел Калининград, для нас неприемлем. Для нас гораздо более важно добиться свободы для порта, а не его муниципализации.