Ледовые мучения
C прошлого четверга тяжелые льды практически отрезали остров Русский от материка. Путь через канал к поселку Подножье паромы самостоятельно преодолеть не смогли. И даже ледокол оказался не в состоянии взломать ледовое покрытие канала - он из-за своей осадки туда просто не может войти. И руководству "Владморпасса" пришлось искать другие пути, чтобы вновь соединить город с островом.
C прошлого четверга тяжелые льды практически отрезали остров Русский от материка. Путь через канал к поселку Подножье паромы самостоятельно преодолеть не смогли. И даже ледокол оказался не в состоянии взломать ледовое покрытие канала - он из-за своей осадки туда просто не может войти. И руководству "Владморпасса" пришлось искать другие пути, чтобы вновь соединить город с островом.
Нужно взрывать канал
Вначале была сделана попытка пробиться к Подножью окружным путем. Ледокол “Магадан”, арендованный морским торговым портом Владивостока под гарантийное письмо администрации города, пробивал путь большому парому до полуострова Саперного. Дальше уже паром пробирался самостоятельно. Но назвать “нормальной” и “регулярной” такую переправу просто язык не поворачивается. Ведь вместо положенных полутора часов паром “полз” к Подножью шесть. Но сегодня даже и этот долгий окружной путь паромам не по зубам - сильные морозы сделали ледовые торосы на отрезке остров Елены - Подножье непреодолимым препятствием.
Сейчас остров Русский связывает с городом лишь одна тоненькая ниточка: переправа к мысу Поспелова. Но даже “строительство” этой ниточки потребовало больших усилий. “Магадану”, чтобы пробить коридор для прохода судов, пришлось поработать во льдах два часа. Но овчинка стоила выделки - сегодня большие паромы ходят на Поспелова регулярно.
Администрация города уже переправила на остров два автобуса для перевозки пассажиров. Но так как напрямую через бухту Новик эти тяжелые машины ездить не могут (слишком велика опасность провалиться в какую-нибудь полынью), то добираться до своих домов островитянам приходится окружным путем. Да и городские автобусы мало адаптированы к “военным” дорогам Русского.
Так что многие специалисты сегодня склоняются к мысли: чтобы запустить полноценную переправу, нужно взрывать лед на канале. Тогда паромы с помощью ледокола или портовых буксиров смогут выходить на Подножье.
Согласен с этой точкой зрения и начальник морского отдела городской администрации Георгий Мартынов. Но он считает, что взрывать “канальную” перемычку в нынешние морозы не имеет смысла. За ночь ледовое крошево вновь превратится в наикрепчайший панцирь. Причем такие взрывные операции обойдутся где-то в 100 тысяч рублей. Но тем не менее, по словам Георгия Геннадьевича, в ближайшую оттепель на канале прозвучат взрывы.
Пока же паромы ходят по трем маршрутам: на Поспелова (о. Русский), на остров Попова (через день), на Славянку (четыре раза в неделю). И надо отдать должное мастерству капитанов этих судов, которым приходится работать в самых тяжелых условиях.
Рыбацкие страдания
Эту зиму для любителей подледного лова удачной не назовешь. В их излюбленные места - бухты острова Русского сегодня попасть очень сложно. Руководство “Владморпасса” не скрывает, что в нынешней обстановке не до рыбаков. Дай бог управиться с жителями островов. Вот пробьют дорогу до Подножья - очередь и до рыболовов дойдет.
Но как ни печально, даже при самых благоприятных условиях всех желающих посидеть у лунок доставить на Русский паромы просто не в состоянии. Простая арифметика. Морской Регистр судоходства выдал на судно “Амурский залив” свидетельство на перевозку 114 пассажиров. И по словам капитана-наставника “Владморпасса” Олега Лощенко, больше брать людей на борт этого парома никто не имеет права - наказывают за это очень жестко. Ведь вопрос стоит о безопасности мореплавания. Кроме “Амурского залива” есть еще два однотипных парома, которые осуществляют перевозки на остров Русский. Им разрешено забирать тоже где-то по 120-150 пассажиров. Вот и получается, что если даже все три парома пойдут утренними рейсами, то перевезти они смогут от силы человек 400. А рыбаков по выходным дням набирается под тысячу. Естественно, что многие так на причале и остаются, проклиная все на свете. В прошлых годах этих несчастных “добирали” катера-”шаровики”, но в этот сезон ледовая обстановка поставила крест на подобных рейсах.
Нельзя сказать, что “Владморпасс” не идет навстречу рыбакам. Уже несколько лет подряд для них в зимний период по выходным организуют специальный коммерческий рейс. Но хоть этот рейс и называется коммерческим, себя он не окупает. Ведь себестоимость перевозки одного пассажира, по данным морского отдела администрации Владивостока, составляет 118 рублей. Много ли найдется желающих платить такую цену за рыбалку? Наверное, нет.
Так что руководство “Владморпасса” просит рыбаков учитывать ледовую обстановку и не брать паромы штурмом. И желательно в эти дни рыбачить где-нибудь в других местах. Тем же рыболовам, кто все же решился поехать на Русский, нужно быть готовым к дикой толчее при посадке на паром. А гарантий этой посадки сегодня никто дать не может.
Доживет ли паром до XXI века?
Мощные льды, которые сегодня забили все бухты, наглядно показали, насколько непрочен тот “мост”, который соединяет островные территории с большой землей. И дело даже не в природных аномалиях. Лед по весне так или иначе сойдет, а проблемы у паромной переправы все равно останутся. Ведь все те суда, что перевозят нас, - глубокие старички по своему летосчислению.
Как говорит начальник морского отдела администрации г. Владивостока Георгий Мартынов:
- Средний возраст паромов и катеров 25-28 лет. И буквально через три-четыре года у нас просто не останется судов, отвечающих требованиям пассажирских перевозок. В 2005 году Регистр выпустит на линию только один паром - “Бригадир Ряшко”. Все остальные пойдут на гвозди. Поэтому недавно состоялось заседание экономического совета при администрации города, на котором рассматривался вопрос “О перспективах сохранения морских прибрежных пассажирских перевозок”. Вывод был сделан однозначный - нужно строить новые паромы и катера. Причем строить в Приморье, благо, судостроительная база края это позволяет. Сейчас специалисты ДНИИМФа по нашему поручению разрабатывают бизнес-план возрождения прибрежного пассажирского флота. По их оценкам, необходимо построить три-четыре парома и порядка 15 катеров. И строить надо начинать уже сегодня, ибо со дня закладки и до спуска на воду пассажирского парома проходит обычно два-три года. Проблема, как и по всей России, в одном. Ни у города, ни у торгового морского порта просто нет необходимых на эти цели средств. А они потребуются немалые. Новый паром тянет на 2,5-3 миллиона долларов, катер, в зависимости от проекта, на 300-700 тысяч. Поэтому, на наш взгляд, должно быть образовано акционерное общество, в которое войдут городская и краевая администрации, порты, другие организации и компании, заинтересованные в развитии прибрежных сообщений. Так или иначе жизнь все равно заставит строить новый флот.
Автор: Андрей ИВЛЕВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"