Авторитетная комиссия изучила ситуацию в “Востоктрансфлоте”

Председатель правительства поручил комиссии разобраться в ситуации после обращения губернатора Евгения Наздратенко с просьбой об отсрочке банкротства компании. “Банкротство “ВТФ” грозит окончательной потерей для России основного транспортного подразделения рыбаков Дальнего Востока”, - сказано в обращении губернатора. Комиссия с участием представителей МВД, ФСБ, Мингосимущества и Госкомрыболовства РФ изучила положение дел в “Востоктрансфлоте”.

1 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №728 от 1 февр. 2000

Председатель правительства поручил комиссии разобраться в ситуации после обращения губернатора Евгения Наздратенко с просьбой об отсрочке банкротства компании. “Банкротство “ВТФ” грозит окончательной потерей для России основного транспортного подразделения рыбаков Дальнего Востока”, - сказано в обращении губернатора. Комиссия с участием представителей МВД, ФСБ, Мингосимущества и Госкомрыболовства РФ изучила положение дел в “Востоктрансфлоте”.

В 1992 году “Востоктрансфлот” владел 132 судами. Председателем Совета директоров тогда был Владимир Мистюк, генеральным директором – Виктор Остапенко. Комиссия обнаружила ряд нарушений, допущенных Мистюком и Остапенко в этот период. Так, в 1995 году Владимир Мистюк продал восемь судов компании “Транс Оушен Экспресс”. Однако денег “Востоктрансфлот” не получил. Более того, “Востоктрансфлот” стал гарантом кредита, взятого “Транс Оушен Экспресс” у английского банка. Поскольку кредит так и не был возвращен, долг “повис” на “Востоктрансфлоте”, суда были арестованы.

Кроме того, Владимир Мистюк продал шесть рефрижераторов панамским и кипрским компаниям.

Пришедший на смену Мистюку Виктор Остапенко набрал кредитов у иностранных фирм на сумму в общей сложности в 8 миллионов долларов. После того как Остапенко отказался платить по счетам, иностранцы арестовали семь судов “Востоктрансфлота”.

К сентябрю 1997 года, когда руководство “Востоктрансфлотом” перешло к Милашевичу и Дмитриенко, у компании оставалось лишь 45 судов, а долги составляли почти 100 миллионов долларов. Деятельность Милашевича и Дмитриенко окутана плотной завесой тайны. Никто не может назвать даже количество судов, которое они продали. Остапенко и Мистюк утверждают, что десятки. На основе их показаний было заведено уголовное дело по статье 201 УК, районной прокуратурой Милашевич и Дмитриенко были объявлены в розыск.

Однако Милашевич неожиданно сам появился в Генпрокуратуре в Москве, где дал показания, передал подтверждающие его слова банковские документы. По этим документам долги компании сократились на 60 миллионов долларов.

По документам государственного реестра вообще покупателям за период Милашевича было продано всего четыре судна, но это, скорее всего, бумажные нестыковки. Во всяком случае, Остапенко утверждает, что Милашевич продал гораздо больше судов.

Милашевич заявил в Генпрокуратуре, что в погоне за прибылью менял в загранрейсах российский флаг на судах. Конечно, возникает вопрос законодателям: почему наши законы так несовершенны, что не запрещают этого делать руководителям?

Комиссия установила, что губернатор Наздратенко не разделял взглядов Милашевича по управлению “Востоктрансфлотом” и в начале лета прошлого года контрольный пакет акций перешел краевой администрации и Наздратенко возложил обязанности по руководству компанией на Мистюка и Остапенко.

Губернатор Наздратенко заявил, что не допустит иностранного флага на российских кораблях, и обратился к экипажам “Востоктрансфлота” с призывом вернуться на родину.

Однако ситуация продолжает ухудшаться. Из-за неплатежей компании партнеры стали арестовывать суда “Востоктрансфлота” во всех портах мира, куда они заходили.

Зарплата морякам не выплачивалась, на судах из-за крайне эпизодического снабжения начался голод.

“В настоящий момент компания “ВТФ” не работает… ОАО СК “ВТФ” отказано в продлении всех видов страхования судов и перевозимых грузов… Коммерческая эксплуатация флота невозможна, суда “ВТФ” не могут заходить ни в один порт, так как будут арестованы там за долги, гарантии на предоставление кредитов нереальны, выплаты платежей и процентов по ранее полученным кредитам прекращены”, - говорится в проекте заключения комиссии.

Тем временем бывший руководитель “Востоктрансфлота” Милашевич, которого губернатор обвинял в пренебрежении интересами Приморья и страны, вдруг (перед выборами!) начал демонстрировать морякам свою трогательную “заботу”. Давно не являясь работником компании, он снял 10 экипажей с арестованных судов и предоставил им адвокатов, которые начали процедуру принудительного взыскания с “Востоктрансфлота” невыплаченной заработной платы.

Несмотря на утверждение Милашевича о том, что только юридическая процедура банкротства может защитить моряков и вернуть им зарплату, комиссия признала необоснованным решение Арбитражного суда Приморского края о признании “Востоктрансфлота” банкротом, как того и требовал губернатор. Он обвинил Арбитражный суд и самого Милашевича в намеренном банкротстве компании. То есть, по сути дела, у компании появился еще один шанс. Но вряд ли она использует этот шанс, если во главе ее останутся те же люди. Комиссия предложила Высшему арбитражному суду РФ назначить в компанию независимого внешнего управляющего.

Сейчас здоровым силам, видимо, придется проанализировать причины, по которым “Востоктрансфлот” оказался на краю бездны, и не только наказать виновных, но и предпринять серьезные усилия к спасению разрушенной крупнейшей морской транспортной компании России.

Автор: Иван ГЛУБОКИЙ, специально для "В"