В школу пойдем с 6 лет, а учиться будем 12...

Всероссийское совещание работников образования, состоявшееся недавно в Москве, - первое столь масштабное собрание за последние 12 лет. 5 тысяч делегатов из всех субъектов Российской Федерации, в том числе из Чечни, представляли трехмиллионную армию педагогов. Итогом совещания стало принятие национальной доктрины образования в России. Нашему корреспонденту этот документ прокомментировал начальник управления народного образования администрации Приморского края Константин Межонов.

1 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №728 от 1 февр. 2000
Всероссийское совещание работников образования, состоявшееся недавно в Москве, - первое столь масштабное собрание за последние 12 лет. 5 тысяч делегатов из всех субъектов Российской Федерации, в том числе из Чечни, представляли трехмиллионную армию педагогов. Итогом совещания стало принятие национальной доктрины образования в России. Нашему корреспонденту этот документ прокомментировал начальник управления народного образования администрации Приморского края Константин Межонов.

- Термин “доктрина” означает систему, руководящий теоретический принцип. Мы возвращаемся к прошлому, когда образовательный процесс довольно жестко регламентировался?

- Видимо, тот момент, когда надо определиться, как, кого и сколько учить, наступил. Последние 10 лет были периодом поиска - введены новые формы образования, 11-летка, появилось платное обучение. И хотя последний закон об образовании довольно прогрессивный, все же назрела необходимость в доктрине. Она касается всех учебных заведений, от дошкольных до вузов, и рассчитана до 2025 года.

- Один из основных вопросов, волнующих педагогов и родителей, переход на 12-летнее обучение в общеобразовательной школе. Он решен окончательно?

- Принципиально - да. Сегодня в мире приняты 12-14-летняя системы образования. Россия - единственная страна, где в школе учатся 10 и 11 лет. Но жизнь диктует свои правила: по статистике, нагрузка на школьника за последние 30 лет выросла в 1,5-2 раза. Многократно возросло количество информации, появились новые направления в образовании. Но до сих пор мы шли по экстенсивному пути - механически расширяли набор предметов. Появились информатика, экология, регионоведение, человек и общество... Даже у учеников начальной школы шесть уроков - не редкость. Но невозможно бесконечно впихивать в голову ребенка пусть даже и нужные предметы. Чтобы снизить нагрузки, нужно либо увеличить сроки обучения, либо снизить качество образования. Понятно, что мы пошли по первому пути. Осталось определиться, в какую именно ступень - начальную, среднюю или старшую - добавить год. По этому поводу на съезде разгорелась дискуссия. Министерство образования считает (и это логично), что это должна быть средняя школа - через нее проходят все ученики. В результате возрастет образовательный уровень общества в целом. Но вопрос пока не решен окончательно. Кроме того, нужно реальное обеспечение - методики, учебники, - мы не можем броситься в омут с головой; реальный переход на 12-летнее образование может начаться к 2004 году.

- Получается, в армию будут призывать за год до окончания школы?

- Во-первых, в 12-летку дети пойдут с шести лет. Во-вторых, первые выпускники появятся только в 2010 году. К тому времени, скорее всего, в армии будут служить на контрактной основе. Хотя в принципе проект перехода на 12-летнее образование с министерством обороны не обговаривался.

- Будет ли пересматриваться оплата труда, ведь впервые в прошлом году заработная плата работников народного образования оказалась ниже прожиточного минимума?

- На совещании исполняющий обязанности президента России Владимир Путин пообещал в апреле повысить зарплату учителям на 20 процентов, а до этого времени рассчитаться с накопившимися долгами перед бюджетниками. Что касается дальнейшего, то до 2003 года запланировано повышение размеров средней ставки заработной платы в соответствии с действующим законодательством. На последующих этапах оплата труда работников образования должна соответствовать показателям экономически развитых стран. Заманчиво? Да. Правда, мы еще не знаем, в каком состоянии будет сама экономика... Но на сегодня в Приморье ситуация лучше, чем в других регионах России. У нас сейчас выплачивается зарплата за декабрь во всех районах края. Тогда как задолженность в Алтайском крае составляет 8-9 месяцев, в Читинской и Омской областях - 4 и т. д. В двух субъектах федерации до сих пор не повышена заработная плата. Руководители ряда делегаций были вынуждены отбыть с совещания из-за сложных ситуаций в регионах. Именно в нашем крае в 1994 году губернатором была впервые введена квалификационная категория для поддержки молодых специалистов. Позже этому примеру последовали некоторые другие регионы. По поводу ввода школ-новостроек нам попросту завидуют - в большинстве субъектов федерации о строительстве новых школ давно забыли. В Приморье же за последние два года введено в эксплуатацию 36 новых школ.

Обсуждались и другие финансовые вопросы. К примеру, создание отраслевой системы пенсионного обеспечения. До сих пор лишь некоторые категории работников образования могли выходить на пенсию по выслуге лет. На совещании предложили распространить эту льготу на всех. Обсуждалось и еще одно предложение - платить не менее 75 процентов от размера заработка по месту основной работы для профессорско-преподавательского состава, научных работников пенсионного возраста, работники системы образования по зарплатам и пенсионным начислениям должны получать столько же, сколько государственные служащие.

Отдельно рассматривался вопрос финансирования народного образования в целом, с тем чтобы доля от валового национального продукта, выделяемая на образование, поэтапно увеличивалась. В 2025 году это составит не меньше 10 процентов. Для сравнения: в 1998 году - 3,45 процента. Есть и еще один существенный момент. До сих пор образование было сдвинуто на муниципальный уровень. На совещании был предложен проект закона, который позволит субъекту федерации быть соучредителем каждой школы. А значит, от него будет зависеть выплата зарплаты. Муниципальные власти будут оплачивать коммунальные услуги, питание, учебное оборудование и прочее. Если это узаконят, мы обязательно пойдем на то, чтобы ввести в крае норматив по заработной плате в расчете на одного ученика. Что это означает? Труд учителя будет оплачиваться в зависимости от количества учеников. Кстати, по поручению губернатора Евгения Наздратенко мы еще в прошлом году начали разрабатывать краевой закон об образовании, где была бы зафиксирована эта форма оплаты.

- Нет ли угрозы, что классы будут “набиваться” сверх меры?

- Во-первых, есть санитарные нормы. Во-вторых, если класс будет переполнен, то неизбежно пострадает качество учебного процесса. И из этой школы начнут уходить ученики, но уже с деньгами. Возникнет здоровая конкуренция.

- Звучит достаточно идеально, тем более что сегодня родители выбирают не просто школу, зачастую стараются попасть к конкретному педагогу...

- Даже самый талантливый учитель не сможет дать хорошие знания, если в классе 40 человек. Другое дело, что надо повышать уровень квалификации всех педагогов, вводить дифференцированную оплату труда.

- Все решения, принятые на совещании, пока не имеют законодательной базы. Кто будет контролировать их выполнение в органах власти?

- Для этого создан координационный совет по общему среднему образованию. По типу совета ректоров вузов. До сих пор, заметьте, не было подобного органа, который бы регулярно собирался, обсуждал тенденции, координировал усилия соответствующих ветвей власти, влиял на думские решения. В совет вошли по 10 представителей разных областей образования, не менее 50 процентов из них - научно-педагогические работники, руководители образовательных учреждений, опытные учителя. Отныне решать, как и чему учить, будут не чиновники, а те, кто знает ситуацию в образовании изнутри.

- Кто представлял народное образование Приморского края?

- На всероссийском совещании работников образования было представлено 59 человек - это учителя, директора школ, интернатов, детских домов, специалисты управления. Так случилось, что сроки работы совещания совпали с юбилеем народного учителя СССР Федора Михайловича Тихого (он был в составе делегации), и его приветствовали все участники форума, вице-премьер Валентина Матвиенко, руководство министерства образования.

- Чем знаменательно совещание для работников образования в целом и учителей Приморья в частности?

- Принятые документы очень важны. На совещании выступил и. о. президента России Владимир Путин, который заверил, что будет контролировать дальнейшее прохождение во всех инстанциях выработанных нами решений, поскольку расценивает вопросы образования как вопросы национальной безопасности.

Приморье считается регионом, где образованию отдан приоритет, именно у нас в марте пройдет зональное Всероссийское совещание работников образования, на котором также будут обсуждаться концептуальные вопросы развития образования в России.