Малыш, готовь зачетку!

Детский сад при университете - звучит необычно. Но теперь есть реальная возможность обучать и воспитывать ребенка-дошкольника в старейшем классическом вузе Дальнего Востока России - в Дальневосточном государственном университете. Какие цели преследовались при создании университетского дошкольного учреждения и как осуществлялся замысел - об этом рассказывает Нина ПЕСТЕРЕВА, проректор по инновационной деятельности ДВГУ

1 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №728 от 1 февр. 2000

Детский сад при университете - звучит необычно. Но теперь есть реальная возможность обучать и воспитывать ребенка-дошкольника в старейшем классическом вузе Дальнего Востока России - в Дальневосточном государственном университете. Какие цели преследовались при создании университетского дошкольного учреждения и как осуществлялся замысел - об этом рассказывает Нина ПЕСТЕРЕВА, проректор по инновационной деятельности ДВГУ

- Хотелось бы сразу отметить, что создание дошкольного учреждения при университете не является самоцелью. Несколько лет назад в Дальневосточном центре Сибирского отделения Российской академии образования, председателем которого является Владимир Курилов, ректор ДВГУ, была разработана концепция “непрерывного” образования в таком диапазоне: среднее, высшее, послевузовское, дополнительное.

Понятно, что первым звеном этой непрерывной образовательной цепочки, которое до настоящего времени отсутствовало в ДВГУ, является детское дошкольное учреждение.

В 1997 году по инициативе ректора ДВГУ университет стал участником международного дошкольного образовательного проекта STEP by STEP (шаг за шагом) и получил грант на создание методического кабинета, курирующего внедрение данной образовательной программы в Дальневосточном регионе. По этой современной дошкольной технологии, отвечающей всем требованиям российского образовательного стандарта, начало работать 21 детское учреждение Приморского края (во Владивостоке, Находке, Артеме, Уссурийске, Черниговском районе). Специалисты методического кабинета ДВГУ ведут с ними постоянную работу. Помимо этого университет совместно с институтом “Открытое общество” провел два обучающих семинара-тренинга по данной программе для педагогического персонала всех дошкольных учреждений края. Детские сады, которые выбрали сложный путь овладения навыками работы по программе STEP by STEP (шаг за шагом), получили гранты на приобретение игрушек и оборудования. В настоящее время программа активно развивается. К нам обращаются не только государственные детские учреждения, но и частные сады, школы и общественные организации. Мы готовы обучать всех желающих.

Создаваемый у нас центр развития ребенка станет модельным детским садом, работающим по этой программе. Это действительно новая технологическая разработка, единственная международная программа, получившая одобрение Министерства образования России, полностью адаптированная к условиям российской школы.

Открыть центр развития ребенка при ДВГУ планируется в феврале этого года. Сейчас идут запись детей и формирование групп.

- По каким критериям происходит отбор детей?

- Мы принимаем всех детей. Никаких ограничений нет. Наша задача - раскрыть творческий потенциал ребенка, научить его играть (да, и этому нужно учить!), привить ему уважение к себе и другим, научить планировать и организовывать свою деятельность.

Обучение ребят происходит в процессе игры, что необходимо в их возрасте. Играя, они учатся считать, писать, рисовать, общаться друг с другом, решать свои первые проблемы и находить выход из первых конфликтных ситуаций. Создаваемая благоприятная психологическая обстановка помогает научить малышей всему этому.

- То есть вы не пытаетесь сделать из ребенка вундеркинда?

- Мы даем возможность каждому малышу развиваться естественным путем, направляя его. С помощью воспитателей ребенок получает все необходимые в его возрасте знания, познает окружающий мир и мир общения.

- На каких принципах основана работа с детьми в вашем детском саду?

- Главный принцип - это партнерские отношения между воспитателями и детьми, воспитателями и родителями, родителями и детьми. Утро каждого дня начинается с веселого утреннего сбора, на котором воспитатели и дети решают, чем они будут заниматься. Для того чтобы игра и труд детей были организованы и интересны, игровое пространство разделено на центры активности: центр науки, центр воды и песка, литературы, изобразительной деятельности, центр грамоты, математики и т. д. Физкультура, музыкальные занятия проходят в специально оборудованных залах. Такие организационные и методические приемы помогают нам подойти к основному пункту нашей программы - составлению индивидуального плана развития и воспитания каждого ребенка. Воспитатели ежедневно проводят наблюдения за детьми: социальное, эмоциональное развитие, поведение в больших и малых группах. Комплектация групп до 15 детей позволяет контролировать каждого малыша.

С детьми будут проводиться различные оздоровительные процедуры, предоставляются услуги психолога, логопеда, валеолога.

Необходимым условием мы считаем работу с родителями. Они не только имеют право, они и обязаны стать помощниками воспитателей. Без поддержки, без помощи родителей даже самый “золотой” воспитатель не сможет достичь необходимых результатов.

Естественно, что у нас работают квалифицированные специалисты дошкольного образования. Все воспитатели имеют обязательное среднее или высшее образование и опыт работы в детских учреждениях. Постоянное научное руководство осуществляет кафедра педагогики и психологии ДВГУ. Обязательным условием для наших воспитателей было участие в обучающем семинаре по развивающим технологиям, проводимом совместно американскими и российскими специалистами (в Вашингтоне, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре), с получением сертификатов международного образца. Преподаватели ДВГУ активно помогают воспитателям в создании учебных программ по отдельным образовательным дисциплинам.

В ближайшей перспективе - создание в рамках университета школы. Так что с уверенностью могу сказать: Дальневосточный университет - первый вуз, который занялся дошкольным воспитанием и реализует систему непрерывного образования: детский сад - школа - колледж - вуз.

Автор: Марина КРАВЧЕНКО, специально для "В"