В светлое будущее с темным сознанием?
Рождество мы любим! Как, впрочем, и Пасху, и даже День независимости России. Хотя и другие поводы напиться-повеселиться (например, 23 февраля или День военно-морского флота) нам тоже подходят. Они, конечно, не столь духовны, так и мы не лыком шиты - недаром 70 лет официально атеистами числились! Да и вообще кто там эту духовность придумал? На кой она в праздник-то? И так хорошо и весело!
Рождество мы любим! Как, впрочем, и Пасху, и даже День независимости России. Хотя и другие поводы напиться-повеселиться (например, 23 февраля или День военно-морского флота) нам тоже подходят. Они, конечно, не столь духовны, так и мы не лыком шиты - недаром 70 лет официально атеистами числились! Да и вообще кто там эту духовность придумал? На кой она в праздник-то? И так хорошо и весело!
К примеру, сколько лет уже пьем и с удовольствием (во время поста, кстати) закусываем за новое счастье, удачу, любовь. И ничего! Через неделю так же искренне пьем и закусываем за Рождество Христово. Действительно, а что тут такого? Главное же, что помним, не забываем Сына Божьего! А неделей раньше, неделей позже - какая разница? Мы, к слову, и старый Новый год не забываем отметить. Если это и беспутица, то, похоже, не самая страшная. Недаром святейший патриарх на столь национально-радикальное отношение к праздникам никак не реагирует. Да и чего ему реагировать, он, что, не русский, что ли? Ему-то что делать? Мало того, что Новый год с католиками и прочими протестантами вся страна отмечает, так что теперь еще и Рождество под вражеский Запад подстраивать? Ну не понимаем мы подлинного смысла празднования Нового года и Рождества, так и что с того? Поставим через несколько лет перед Западом вопрос ребром: что первично – наступление Нового года или рождение Иисуса Христа?
И пусть только попробуют сказать, что материя - в смысле Новый год - вторична! И нечего нам своим григорианским календарем лапшу на уши вешать. Для нас его точность такая же сказка, как и самолет-невидимка. Впрочем, Рождество для нас тоже рискует в недалеком будущем превратиться в сказку. Во всяком случае большинство (из тех, которые вообще знают, кто такой Иисус Христос) детей именно как сказку и воспринимают рассказы об Иисусе. Хотя, по правде говоря, о том, кто такой Ленин, знает еще меньше детей. Но как ни странно, меня это не особо радует. Подозреваю в этом явлении не столько наметки прогрессивного развития подрастающего поколения, сколько откровенное проявление будущей необразованности. Во всяком случае в официальных учебниках истории о христианстве говорится в том же ключе, что и о греческой мифологии. Другими словами, в нашей истории рождение Христа как историческое событие, послужившее основой всей современной цивилизации, по-прежнему отсутствует.
Вероятно, многим эта проблема покажется надуманной. Вполне возможно. Но вот только мне не совсем понятно, как можно, напившись, наевшись, навеселившись, всерьез думать о глубокой духовности праздника Рождества Христова. Очевидно же, что в таком порядке отсутствует не только логика праздника, но и его смысл. Откуда же тогда взяться смыслу в нашем обществе, жизни, экономике, наконец? Каким образом мы собираемся возрождать духовность, если каждый Новый год мы попросту напиваемся за новое счастье в связи с элементарной сменой дат? С таким же успехом можно пить каждую полночь, желая друг другу счастья и удачи в наступающем Новом дне (кстати, неплохая мысль)! Ведь именно с Рождеством Христовым наступило новое время, в котором каждый мог получить надежду и спасение. Отсюда и берут начало все поздравления и пожелания добра, счастья, любви!
Скажете, нет связи? В свое время мой учитель философии убеждал нас в высокой значимости своей профессии таким примером: ошибка, допущенная в строительстве, может привести к разрушению здания, ошибка же в идеологии неизбежно приведет к разрушению устоев общества. Может, прав был старый марксист? Иначе почему человек, призывающий с экрана телевизора запеть “Отче наш”, вызывает ( в том числе и у меня) улыбку и раздражение ?
Честно говоря, надеяться на то, что в ближайшее время кто-нибудь из власть предержащих озаботится этой проблемой и восстановит смысл празднования, вряд ли стоит. А может, и не надо дожидаться этого? Быть может, нам самим 7 января хотя бы на секунду задуматься, что значит для нас этот праздник? Быть может, тогда, если не в государстве, так хоть у нас самих появятся и логика, и смысл жизни?
Автор: Сергей МЕЛЬНИШИН, "Владивосток"