Политэкономия приморской энергетики

До наступления последнего года второго тысячелетия осталось несколько дней. Позади выборные баталии, горячие взаимные обвинения, упреки, подозрения... Возьмем ли мы тяжкий груз явных и затаенных обид в будущее? Будет ли по-прежнему политика столь же сильно влиять, а порой и определять чисто хозяйственные решения? Или мы без нее обойдемся? Эти вопросы в канун 2000 года мы решили предложить руководителю “самой политизированной” компании в Приморском крае - генеральному директору ОАО “Дальэнерго” Владимиру ПЕШКУНУ.

29 дек. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №713 от 29 дек. 1999

До наступления последнего года второго тысячелетия осталось несколько дней. Позади выборные баталии, горячие взаимные обвинения, упреки, подозрения... Возьмем ли мы тяжкий груз явных и затаенных обид в будущее? Будет ли по-прежнему политика столь же сильно влиять, а порой и определять чисто хозяйственные решения? Или мы без нее обойдемся? Эти вопросы в канун 2000 года мы решили предложить руководителю “самой политизированной” компании в Приморском крае - генеральному директору ОАО “Дальэнерго” Владимиру ПЕШКУНУ.

- К сожалению, я не всегда способен отделить “чистую” политику от “чистой” экономики. И не очень хорошо понимаю модный нынче лозунг о “деполитизации”. Мой опыт говорит о том, что в жизни эти понятия тесно переплетены. Например, повышение пенсий - это политика или экономика? Полагаю, и то, и другое. Политически сегодня крайне важно пенсии поднять, а экономически такой шаг приведет к сверхнагрузке на бюджет страны. Точно так же и с энерготарифом в нашем крае. Политически, чтобы не возбуждать население, не вызвать его недовольство, тариф надо удержать на сегодняшнем уровне или даже снизить. А экономически такое решение несет катастрофические убытки энергетике, подрывает ее стабильность. Поэтому все надо тщательно считать и предвидеть, к какому результату приведет то или иное решение. Политика, говорят, искусство возможного. В том числе и в экономике. Вот и надо этим искусством овладевать в наших деловых взаимоотношениях. А не объявлять “террористами” тех, кто выдвигает сложную проблему для обсуждения...

- Так, без “груза обид”, очевидно, не обойтись. Владимир Андреевич, не кажется ли вам, что в наступающем году лучше начать новый отсчет во взаимоотношениях с местной властью? По поговорке “Кто старое помянет - тому глаз вон”. Ведь Евгений Иванович Наздратенко избран на новый губернаторский срок. И начинать с попреков просто неразумно...

- Во-первых, у меня не “груз обид”, а груз открытых и нерешенных проблем. Во-вторых, по “терроризму” претензии я предъявляю не губернатору, а его первому заместителю. Сама жизнь доказала, что обвинение энергетиков было надуманным и провокационным. В скором времени, надеюсь, это подтвердит и суд, потому что исковое заявление Константину Толстошеину о защите моих чести и достоинства я отзывать не намерен. Ему придется публично извиниться. Не могу я забыть и простить попытку другого вице-губернатора Юрия Лихойды представить меня в глазах общественности уголовником.

В этих вопросах компромисс невозможен. Если я пойду на него, то сам себя перестану уважать. Как же тогда ко мне будут относиться коллеги, друзья, родственники? Как работать и жить с подобными ярлыками? Ведь “Дальэнерго” - не зековская зона, а я - генеральный директор, но не “пахан”.

Во всем остальном я готов к сотрудничеству с кем угодно. Главное, чтобы это было полезно для дела.

- Под “кем угодно” вы имеете в виду?..

- Не ловите меня на слове. Право, очень жаль, что мое назначение на пост гендиректора ОАО “Дальэнерго” Евгений Иванович воспринял настороженно. Понимаю, что он опирался на мнение обо мне своих ближайших помощников, которое вряд ли было лестным. Но я ведь несколько раз сам встречался с губернатором, мы обстоятельно и, как мне казалось, конструктивно беседовали. Очевидно, какие-то аргументы были недостаточно убедительны. Во всяком случае, определенное предубеждение со стороны губернатора осталось.

Надеюсь, оно преодолимо. Знаете, возможно, я человек не очень гибкий и не умею, как некоторые другие руководящие работники края, публично признаваться в любви. Даже когда это продиктовано предвыборной целесообразностью.

Я могу признаться лишь в том, что понимаю позицию губернатора в отстаивании относительно низкого энерготарифа. Но здесь надо очень тщательно считать наши резервы, потенциал края. Только объединив усилия, можно найти путь решения проблемы. Простые административные требования удержать убыточный тариф или сделать его еще более убыточным бесперспективны. В Приморье он не должен быть одним из самых высоких в России. Но уповать только на резервы энергосистемы тут нельзя. К тому же немедленную и высокую отдачу они принести не могут. Более того, для преодоления затратного механизма в деятельности “Дальэнерго” нужны дополнительные средства. Энергетики долгое время кредитовали экономику Приморья. Сейчас наступает время отдавать кредит. В какой форме - надо определить. Но энергосистема не может действовать, если производство электроэнергии останется убыточным. Вот в этом у нас небольшие расхождения с краевой властью.

- Ничего себе, “небольшие расхождения”... Это же две совершенно разные позиции. Вы говорите о дополнительных инвестициях, которые можно получить, увеличив тариф. А губернатор ставит вопрос о сокращении расходов, отсечении всего лишнего, что ведет к росту затрат в “Дальэнерго”. Значит, “высокое политическое напряжение” в энергетике ждет нас и в наступающем году?

- Хочу надеяться, что это не так. Позиции нашей компании и краевой администрации в самом деле нельзя признать совпадающими. Но, на мой взгляд, это явление совершенно нормальное. Работа должна заключаться в том, чтобы их сблизить, а не углублять расхождения.

Я представляю так - эта работа не будет сопровождаться, как у нас принято в последнее время, дискуссией в СМИ с нападками и обвинениями друг друга в непрофессионализме. Вопросы совершенствования работы энергосистемы должны обсуждаться специалистами, когда они спокойно рассматривают многие варианты возможных решений, приводят свои аргументы и доказательства в пользу оптимального. А вот когда решение принято, информируют об этом общественность и поясняют, почему именно это решение надо считать лучшим для приморцев и Приморья.

Думаю, именно о такой схеме действий с Евгением Ивановичем мы сможем договориться. Если правильно помню, Наполеон как-то заметил, что никогда не следует рассматривать, “к какой партии принадлежал человек, который ищет у вас правосудия”. Эти слова как нельзя лучше подходят к нашей ситуации. Всем известно принципиальное различие во взглядах председателя правления РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса и губернатора Приморья Евгения Наздратенко, особенно на процесс приватизации. Но разве это повод для отказа от совместной работы ОАО “Дальэнерго” и администрации края, направленной на пользу не только энергетике, а всему Приморью? Конечно, нет.

И обсудить нам вместе есть что. Тот же затратный механизм в работе компании. Он привычно “копил” свой минусовой потенциал по меньшей мере последние 10-12 лет. Сломать его в одночасье невозможно. Но постепенно перейти к эффективным, ресурсосберегающим технологиям можно и необходимо. В этом направлении мы и действуем.

Вот последние примеры. Буквально несколько дней назад мы ввели в строй новую электроподстанцию во Владивостоке “Волна-2”. Она поможет ТЭЦ-2 в летние месяцы работать в особо экономичном режиме, сократит потери электрической энергии в краевом центре. Эту же задачу ресурсосберегающего производства энергии, повышения надежности снабжения теплом и электричеством потребителей решал ввод в действие 14-го котлоагрегата на ТЭЦ-2, пятой турбины на АртемТЭЦ. Мы построили 25 километров линий электропередачи разного напряжения, три километра теплотрассы. Все это тоже привело к снижению потерь. Но, как вы понимаете, потребовало от нас и затрат. Практически “Дальэнерго” использовало на завершение строительства этих объектов все свои ресурсы.

25 километров новых ЛЭП, когда мы эксплуатируем более 21 тысячи километров линий электропередачи... Конечно, это мизер. Но главное, мы не прекращаем обновление, несмотря на очень трудное финансово-экономическое положение компании, двигаемся в правильном направлении. И мы очень рассчитываем на поддержку дальнейших своих действий со стороны администрации края. Ведь, скажем, сегодня “Дальэнерго” несет существенные потери при эксплуатации изношенных теплотрасс во Владивостоке. Здесь необходимо обновить, утеплить десятки километров труб. А мы ограничиваемся лишь сотнями метров. Но и эти усилия не напрасны. И если ответственностью за работу энергосистемы, за возврат долгов энергетикам проникнутся муниципальные власти края, то слом затратного механизма в ОАО “Дальэнерго” мог бы ускориться...

- Владимир Андреевич, недавно стало известно, что по распоряжению губернатора до 1 февраля 2000 года должна завершиться инвентаризация энергетических хозяйств Приморья. В этом распоряжении также говорится об оптимизации затрат энергетиков. В частности, приводятся данные региональной энергетической комиссии, по которым плановые потери ОАО “Дальэнерго” превышают 20 процентов вырабатываемой и транспортируемой электроэнергии. Внеплановые еще выше. А ведь все это “забивается” в тариф. То есть, получается, потребители Приморья оплачивают вашу плохую работу...

- Вот это как раз свидетельствует, что политика, желание демонстративно показать плохую работу энергетиков, сохранить в их лице “образ врага” приморцев берут верх над здравым смыслом и здравым экономическим расчетом. Повторю, затратный механизм в ОАО “Дальэнерго” культивировался многие годы. Об этом прекрасно знают сегодняшние руководители ТЭКа администрации края, наши бывшие работники, вице-губернатор (до сентября с. г. главный инженер “Дальэнерго”) Юрий Лихойда, начальник департамента ТЭК (недавний зам. гендиректора “Дальэнерго”) Александр Иус, председатель РЭК (бывший начальник отдела аппарата управления “Дальэнерго”) Елена Тюрина. По существу, когда они говорят о высоких потерях энергии в сетях ОАО “Дальэнерго”, они говорят о собственных просчетах в работе, своих ошибках. Потому что новое руководство компании только приступило к ликвидации этих потерь.

Могу сказать, что на этом пути мы достигли уже положительных результатов. Если ранее всеми формами платежей оплачивалось чуть более 80, иногда 90 процентов поставленной потребителям энергии, то сегодня мы уверенно реализуем (продаем) 100 процентов того, что производим и поставляем потребителям. Процент потерь электроэнергии в сетях также неуклонно, хотя и очень медленно, сокращается.

Речь, пожалуй, идет о другом. На наших предприятиях до 30 процентов оборудования выработало свой ресурс. Эксплуатация его чрезвычайно дорога (требуется дополнительный ремонт, увеличивается и расход топлива на единицу энергии). Поэтому ставится вопрос о консервации или демонтаже этого оборудования. Да, это сразу даст сокращение затрат. Но и приведет к массовым увольнениям энергетиков, снизит надежность нашей работы. Если учесть, что сокращению подвергнутся уникальные специалисты, которых уже после окончания специальных учебных заведений нужно учить еще 5-10 лет, чтобы они стали настоящими профессионалами, то ущерб от таких “кавалерийских” действий окажется действительно невосполнимым.

Второй момент. Консервация работающего, но устаревшего оборудования в период, когда в крае наблюдается повышение электропотребления (за год в связи с оживлением производства оно выросло на 8 процентов), по меньшей мере рискованно. Ведь расчет на то, что все потребности закроет “ЛуТЭК”, пока не оправдывается. Приморская ГРЭС работает с недостаточной стабильностью: ежемесячно происходят сбои, часты отказы оборудования, которые фиксируются центральной диспетчерской службой “Дальэнерго”. Вообще привычное противопоставление “ЛуТЭКа” нашей энергетической компании, упорное подчеркивание, что “Приморка” - это флагман энергетики края, не очень справедливо. Ведь вместе с тепловой и электрической энергией, которую производят станции “Дальэнерго”, в пересчете с применением коэффициента мы вырабатываем почти на 4 миллиарда киловатт-часов электроэнергии больше, чем Приморская ГРЭС. Себестоимость нашей продукции ничуть не выше, а надежность и стабильность в работе превосходят показатели “ЛуТЭКа”. Так что кто является “флагманом” - вопрос спорный.

Повторю, политика и экономика в нашем крае переплелись в тугой узел. И все же я надеюсь, что в 2000 году мы придем к конструктивному сотрудничеству с местной властью. Просто потому, что иного пути нет и быть не может. Иначе нас ждет неизбежная “лихорадка”, нестабильность в работе энергосистемы.

Уверен, что губернатор края Евгений Иванович Наздратенко это прекрасно понимает. Руководство “Дальэнерго” к самой тесной совместной работе с администрацией Приморья готово. Мы честно протягиваем руку сотрудничества. И надеемся на такой же жест с другой стороны.

Автор: Алексей АВЕРИН, специально для "В"