“Короткое плечо” для транзитных грузов
В минувшем году из Китая на грузовых автомобилях по дорогам Приморья перевезено из приграничных китайских городов до портов на юге края 750 20-футовых контейнеров. Это так называемая разведка боем - соседи решили оценить все преимущества “короткого плеча”, определить выгоду во времени и средствах. Новое направление им пришлось по душе, поскольку поступают новые заявки от соседей.
В минувшем году из Китая на грузовых автомобилях по дорогам Приморья перевезено из приграничных китайских городов до портов на юге края 750 20-футовых контейнеров. Это так называемая разведка боем - соседи решили оценить все преимущества “короткого плеча”, определить выгоду во времени и средствах. Новое направление им пришлось по душе, поскольку поступают новые заявки от соседей.
Похоже, главное предназначение Приморья - быть транспортным узлом на пересечении всех дорог на северо-востоке Азии - осуществится за счет китайских грузов. Пока там еще возродится загубленный перестройкой Транссиб. А тут вот оно, под боком, миллионы тонн различных товаров ждут своей отправки не окольными путями, а напрямую через Приморье.
Об этом во Владивостоке однозначно заявили на недавнем заседании российско-китайской межправительственной комиссии по транспорту члены делегации из соседней страны. Китайские гости во главе с заместителем начальника канцелярии главного таможенного управления КНР Ло Веньцинем сообщили, что готовы открыть “зеленую улицу” для множества грузов из провинции Хэйлунцзян и Цзилинь. Пока что этот поток движется через южные порты страны. Даже самые ближние от Харбина порты в Даляне и Тяньцзине расположены дальше Владивостока и Находки на тысячу километров. А для приграничных районов и вовсе не выгодно везти свою продукцию через центр Маньчжурии. Проще и дешевле товаропроизводителям заплатить таможенные сборы на границе.
Что получает российская сторона? Резко увеличивается объем таможенных поступлений в государственную казну. Загружаются работой приморские автомобилисты и железнодорожники, новые возможности открываются перед морским торговым флотом. Возрастут собственные доходы предприятий и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Но уж кто точно выиграет, так это наши порты. Они и сейчас трудятся активно, занимаясь перевалкой российских грузов - в основном черного металла и леса на Америку и Азию. Расширяется экспорт удобрений, каменного угля, цветного металла, продукции машиностроения и стройиндустрии. Однако основные возможности кроются именно в переработке контейнеров. Только один терминал Восточного порта при нынешней оснащенности может перегружать с берега на суда до 300 тысяч контейнеров в год, а если улучшить инфраструктуру, то можно довести перевалку до 500 тысяч 20- или 40-футовых “ящиков”. На территории этого терминала можно одновременно разместить до 30 тысяч контейнеров.
Оживление произошло в порту Посьет. Власти Корейского автономного национального округа провинции Цзилинь наладили поставку своих товаров в Японию. Контейнеры доставляются автомобилями из Яньцзи через Хуньчунь и Краскино в самый южный порт Приморья. А оттуда морем (к сожалению, китайскими судами) перевозятся в Акиту.
По оценке первого заместителя министра транспорта России Александра Луговца, за этот год порты Дальнего Востока (а незамерзающие порты находятся только на территории Приморья) увеличили за минувший год объем грузопереработки на 170 процентов. Особенно преуспел Владивостокский морской торговый порт, который почти в два раза увеличил загрузку своих мощностей и по показателям приблизился к своим лучшим годам. И это не предел, особенно если пойдут китайские грузы. Однако, по мнению нашего земляка, необходимо значительно упростить процедуру таможенного оформления на российской стороне.
Надо также расширить временные рамки работы таможенно-пограничных постов в Гродеково, Полтавке, Марково, Турьем Роге. В первых двух в порядке эксперимента увеличивают продолжительность смены с 8 до 12 часов. Это позволит в течение светового дня пропускать всех туристов и автопоезда, решить проблему очередей.
Введение в эксплуатацию новой железнодорожной ветки Краскино - Хуньчунь позволит поставить на поток транспортировку грузов из юго-восточной части провинции Цзилинь через Хасанский район. Этот же район - при создании необходимой инфраструктуры с гостиницами, ресторанами и узлами связи, строительстве комфортабельных автомобильных дорог и организации системы безопасности - должен стать перевалочной базой для туристов из Южной Кореи к священной корейской горе Пэктусан на границе Китая и Северной Кореи.
Таможня сделала еще целый ряд уступок. В беседе с журналистом “В” заместитель начальника ГТК генерал-лейтенант таможенной службы Олег Свиридов, долгое время возглавлявший Дальневосточное управление, рассказал, что упрощена процедура оформления и прохождения товара. Сокращены до минимума перечень необходимых документов и время для их подготовки. Это касается грузоперевозок между портами российского Дальнего Востока и Тихоокеанского побережья США в рамках договора Гор - Черномырдин, то есть достигнута договоренность, что к моменту подхода теплоходов таможенное оформление будет уже завершено.
Прекрасные перспективы открываются перед Транссибирской магистралью. По договору с министерством путей сообщения курьерские поезда теперь доставляют контейнеры от порта Восточного до Бреста за 10 суток, до Выборга за 12 суток и до Ужгорода за 14 суток. Контейнеры из стран Юго-Восточной Азии для Европы теперь и оформляются быстро, и на всем пути следования находятся под усиленной охраной. Туристической линией Сокчо (РК) - Зарубино (РФ) - Краскино (РФ) - Хуньчунь (КНР), а также зонами отдыха Хасанского района с экскурсиями в уникальные заповедные места могут воспользоваться тысячи туристов-иностранцев.
Самым важным, по мнению Олега Свиридова, стало изменение тарифной политики в сторону уменьшения таможенных платежей. Это привлечет новых грузоотправителей. Немаловажным является и то, что в автомобильных пунктах пропуска сократилось количество контрольных органов - пограничной и таможенной службы, транспортной инспекции.
Полтора миллиона тонн угля из Китая на страны Юго-Восточной Азии будет перевезено в 2000 году по дорогам Приморья от государственной границы до незамерзающих портов, еще осенью сообщил корреспонденту “В” губернатор края Евгений Наздратенко. Это станет хорошей экономической поддержкой всего транспортного комплекса региона. Если учитывать поступление других грузов из соседней страны, то можно рассчитывать на стабильную загрузку автомобильных и железнодорожных предприятий, торговых портов и судоходных компаний.
Все это нашло отражение в итоговом документе заседания межправительственной российско-китайской комиссии по транспорту, которое состоялось в декабре во Владивостоке.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"