Чистого неба!
Про людей этой профессии мало что известно. Про них редко пишут и снимают сюжеты. А они и рады этому, потому что чем меньше о них слышно, тем всем остальным спокойнее. Речь о тех, кто бережет нас в воздухе.
Про людей этой профессии мало что известно. Про них редко пишут и снимают сюжеты. А они и рады этому, потому что чем меньше о них слышно, тем всем остальным спокойнее. Речь о тех, кто бережет нас в воздухе.
1 декабря 1999 года государственное унитарное региональное предприятие по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением “Примораэроконтроль” отметило пятилетие своего образования. Оно было создано на базе соответствующих служб ОАО “Владивостокавиа”. Сегодня это самостоятельное предприятие со структурными подразделениями в аэропорту Владивосток, филиалами в Кавалерово, Дальнереченске, Золотой долине, Москве, трассовыми радиолокационными позициями, средствами навигации и посадки по всему краю, отдельными приводными радиостанциями в поселках Единка, Муравейка, Чернышевка и Рощино. “Примораэроконтроль” выполняет государственный заказ на аэронавигационное обслуживание правительства РФ в лице Федеральной службы воздушного транспорта РФ. Сегодня ГУРП “Примораэроконтроль” обслуживает более 40 тыс. воздушных судов в год. Причем 92 процента из них составляют гражданские воздушные суда, среди которых больше половины – иностранные самолеты. В течение года предприятие обслуживает около 25 тыс. иностранных воздушных судов, из них примерно 1000 с посадкой в аэропорту Владивосток. Общая протяженность используемых воздушных трасс составляет 6385 км. Всего за пять лет работы предприятия было обслужено почти 200 тысяч всех типов воздушных судов. Особенностью ГУРП “Примораэроконтроль” является то, что в России больше ни одно подобное предприятие не окружено таким количеством зарубежных смежных центров управления воздушным движением. Это Саппоро(Япония), Пхеньян (КНДР), Шэньян (Китай).
Конечно, неспециалисту это мало о чем говорит. Мы, обычные пассажиры, мало что слышали об этой уважаемой во всех странах службе, о людях, которые на земле обеспечивают безопасность полетов. Все мы просто верим в то, что долетим и мягко приземлимся. Между тем во всем мире профессии людей, обеспечивающих управление воздушным движением, считаются самыми напряженными и ответственными. Им даже бастовать запрещают. Вроде бы гражданская служба, да вот сами себе не принадлежат.
Безопасность полетов обеспечивается авиадиспетчерами от начала выруливания самолета перед взлетом и до его заруливания на стоянку после посадки в аэропорту назначения. Весь комплекс действий диспетчеров по руководству полетами имеет название “Управление воздушным движением”. Но организация и обеспечение воздушного движения - это целый комплекс очень сложных, строго регламентированных процедур и технологий, высокие требования квалификации персонала и ответственность за безопасность людей. Весь этот сложный технологический процесс невозможен без применения радиотехнических, радиолокационных и радионавигационных средств, обслуживаемых инженерно-техническим персоналом. Но не надо думать, что только одни диспетчеры берегут нас в полете. В Приморье, например, на предприятии “Примораэроконтроль” этим занимаются 400 специалистов самых разных профессий. Это диспетчеры, инженеры, техники, электронщики, энергетики, операторы, управленцы…
Не секрет, что еще несколько лет назад ситуация с контролем и управлением воздушным движением у нас в стране и крае была очень сложная. Устаревшее оборудование и дедовские методы слежения за движением в воздухе не позволяли не только гарантировать стопроцентную безопасность в полете, но и оставляли многие участки российского неба попросту открытыми для бесконтрольного движения. Было и такое. Вспомним хотя бы участившиеся авиакатастрофы начала 90-х годов и посадку немца Руста на Красной площади. Понятно, что в таких условиях новое предприятие “Примораэроконтроль” создавалось непросто. Были прекрасные специалисты, опыт. Но техника к тому времени настолько устарела, что срочно требовалась коренная модернизация.
Здесь считают, что если бы не поддержка краевой администрации и губернатора Евгения Наздратенко, коллективу было бы сегодня значительно труднее сделать шаг вперед, а в небе над Приморьем командовали бы коллеги из Хабаровска, которые не прочь распространить свой контроль на приморское небо.
За прошедшие пять лет удалось многое. Полностью обеспечен контроль на приморском участке воздушного движения, через край пошли новые транспортные воздушные потоки, в том числе из Европы и Азии, полным ходом идет процесс модернизации системы управления полетами, слаженно работает прекрасный коллектив профессионалов, чья деятельность не раз признавалась лучшей среди других подобных предприятий в отрасли.
Немаловажна и финансовая сторона деятельности “Примораэроконтроля”. Раньше практически все аэронавигационные сборы оставались в распоряжении центральных органов, и на нужды местной аэронавигации направлялись крохи. Сегодня все изменилось. Совместными усилиями руководства предприятия и администрации Приморского края за эти годы удалось привлечь дополнительные финансовые ресурсы в размере 211,5 млн. рублей. Это и заработная плата работников предприятия, которая в форме платежеспособного спроса пополнила финансовые ресурсы производителей и торговли, это налоги, поступающие в бюджеты всех уровней, платежи смежникам за оказанные услуги, работы. Сегодня вместе с ОАО “Владивостокавиа” “Примораэроконтроль” является одним их двух крупнейших бюджетообразующих предприятий в г. Артеме. В сегодняшних сложных экономических условиях работники предприятия регулярно получают заработную плату и имеют социальные гарантии. А условия труда на предприятии соответствуют всем нормам и требованиям, предъявляемым к таким службам, работающим в напряженном круглосуточном режиме.
Здесь сложились традиции сочетания социальной и технической политики. За пять лет работы предприятия на социальные мероприятия и охрану труда направлено около 8 млн. руб. Для сравнения: 43 млн. руб. инвестировано в развитие. Организовано 150 дополнительных рабочих мест. Необходимо отметить, что до образования “Примораэроконтроля” на развитие технических средств управления воздушным движением Приморья средств вообще не выделялось. Безопасность полетов в нашем воздушном пространстве обеспечивалась в значительной степени высокой квалификацией и профессионализмом специалистов, их энтузиазмом.
В 1993 году по инициативе администрации Приморского края начались работы над проектом модернизации Владивостокского центра по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, так тогда назывался “Примораэроконтроль”. Модернизация системы УВД (управление воздушным движением) Приморского края изначально была направлена на повышение уровня безопасности полетов, соблюдение норм и требований международной организации гражданской авиации (ИКАО), увеличение пропускной способности воздушного пространства, повышение эффективности его использования. Ведь воздушное пространство - это достояние государства и его необходимо максимально использовать на благо нации. Кроме того, нужно учитывать, что специалисты предприятия работают рука об руку с соответствующими службами министерства обороны.
Сегодня на предприятии уже полным ходом идет плановая модернизация. Причем выбор путей и средств ее реализации даже в самом начале оказался настолько верным, что Федеральная авиационная служба России признала проект “Примораэроконтроля” базовым.
Юрий Кленов, генеральный директор предприятия, 23 года отдавший работе в системе управления воздушного движения и прошедший все ступеньки профессиональной карьеры в авиации, говорит, что сегодня для него это главная проблема. Справятся с этим - лет на 20-30 обеспечат задел. Ведь по сути дела совершается если не технологический прорыв, то уж по крайней мере решительный шаг в XXI век.
Интересна история того, как удалось коллективу на фоне всеобщей разрухи выйти фактически на мировой уровень в своем деле. Они умудрились найти партнеров и инвесторов среди ведущих американских и японских производителей аэронавигационной техники, привлекли к работе наших, приморских партнеров - таких, как “Востоктелеком” например. Целый год работало на предприятии специально завезенное самое современное импортное оборудование, на котором прошли стажировку специалисты “Примораэроконтроля”. К сожалению, по разным причинам предприятию так и не удалось приобрести эту технику. Но здесь доработали проект модернизации, и за это время они сумели найти в российских закрытых КБ, оборонных центрах и на заводах специалистов, которые подключились к проекту и сумели изготовить отечественные аналоги сложнейшего оборудования. Кстати, сейчас в московском филиале предприятия продолжают трудиться несколько ведущих в стране специалистов над перспективными вопросами развития предприятия. В итоге в Приморском крае, а не где-нибудь, впервые в России сегодня уже установлена и продолжает монтироваться лучшая система управления воздушным движением в стране. Это признают и зарубежные партнеры предприятия. Например, коллеги из бюро гражданской авиации министерства транспорта Японии.
Современная ситуация на мировых воздушных трассах такова, что если ты не идешь в ногу со временем, отстаешь технически и не обеспечиваешь безопасность полетов в своей зоне ответственности, воздушные трассы смещаются, и самолеты, особенно иностранных компаний, начинают летать по более надежным маршрутам. Пусть дороже, но зато безопаснее. Над Приморьем в последние пять лет открыто восемь новых воздушных трасс.
Можно много перечислять то, что удалось сделать, говорил мне Александр Кислицын, заместитель генерального директора по управлению воздушным движением. Но это для специалистов. А обычному человеку, например, будет интересно узнать, что теперь владивостокский центр “Примораэроконтроля” видит все самолеты, которые летают не только над Приморским краем, но и над Японским морем. А ведь еще недавно отслеживали передвижение воздушных судов лишь по докладам экипажей. С вводом новых трассовых радиолокационных позиций в Дальнереченске, Кавалерово, Золотой долине контроль за нашим небом стал полным. Опять же благодаря сотрудничеству с “Востоктелекомом” у диспетчеров есть возможность без задержек связаться со своими коллегами в Японии, Китае, Южной и Северной Корее. И таких наглядных примеров можно приводить очень много.
Как известно, всех в мире волнует “проблема 2000” – возможный сбой в работе компьютеров. В “Примораэроконтроле” тоже думают, как избежать проблем. Но уверяют, что ничего серьезного не ожидают. Все же наряду с новыми системами продолжают находиться в полной готовности и старые. Как везде в авиации, здесь тоже многократный запас прочности. В отличие от тех же иностранцев есть возможность подстраховаться. Хотя, как здесь говорят, подежурить на Новый год придется, самолеты самых разных авиакомпаний все равно полетят.
Я бывал лет десять назад в центре управления полетами тогда еще Владивостокского аэропорта. Сегодня, уже в “Примораэроконтроле”, здесь многое по-другому. Индикаторы кругового обзора заменяют мониторами компьютеров, удобные кресла, прекрасная связь, надежные приборы обработки информации. Но при этом по-прежнему замечаешь скрытое напряжение в работе, постоянную готовность решить любую нештатную ситуацию. Хотя рассказывать диспетчеры о всяких “ЧП” не любят. Говорят, что работают по инструкциям, которые, замечают, написаны кровью.
Необходимо отметить также следующий факт. Работая в тесном сотрудничестве с Приморским соединением ПВО, предприятие строит свою техническую политику в неразрывной связи с проблемами укрепления обороноспособности государства.
Так что можно без ложной скромности сказать, что система УВД Приморского края - это звено важнейших направлений политики и обороны России.
У людей разных профессий есть общепринятые и жизнью выверенные пожелания коллегам и друзьям. У тех, кто работает в “Примораэроконтроле”, принято говорить так: чистого неба и скорого возвращения на землю. Хороший тост к юбилею!
Автор: Виктор ДЮКОВ, "Владивосток"