У сахалинских нефтяных проектов возникли природоохранные проблемы
На Всемирном экономическом форуме в Давосе премьер-министр России Виктор Черномырдин назвал проекты по освоению сахалинского шельфа одними из самых перспективных в стране. На них крупно “завязаны” и приморские предприятия, рассчитывающие получить крупные и, главное, оплачиваемые контракты в области морского транспорта и судоремонта.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе премьер-министр России Виктор Черномырдин назвал проекты по освоению сахалинского шельфа одними из самых перспективных в стране. На них крупно “завязаны” и приморские предприятия, рассчитывающие получить крупные и, главное, оплачиваемые контракты в области морского транспорта и судоремонта.
В частности, ставку на развитие “Сахалина-1” и “Сахалина-2” делает самая мощная танкерная компания России “Приморское морское пароходство”. Как уже сообщал “В”, руководство акционерного общества уже получило ряд предложений от международного консорциума нефтяных компаний, осваивающих шельф, об осуществлении танкерных перевозок сахалинской нефти. Предполагается, что работы по ее добыче начнутся уже осенью нынешнего года. По планам консорциума, ежегодный объем вывозимой с острова нефти к концу 1997-го должен достичь 5 миллионов тонн. Сейчас танкеры “ПМП” вывозят с Сахалина не более 60 тысяч тонн нефти в год. На заказы от сахалинских проектов претендует и ряд крупных судоремонтных предприятий Приморья. В принципе на сахалинскую нефть сегодня ориентируется экономика всего Дальнего Востока.
Но несмотря на широкомасштабные заявления премьер-министра и “громадье планов” по поводу развития региона в условиях “дешевого местного сырья” для энергетики, сахалинский природоохранный межрайонный прокурор Валентин Ленских назвал проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2” не соответствующими действующему законодательству.
По его словам, им проведено совещание с руководителями природоохранных ведомств в Сахалинской области, на котором рассмотрена законность бурения в сентябре поисковой скважины № 5 “Аркутун-Даги-Море” в рамках проекта “Сахалин-1”. Об этом распространило информацию агентство “Интерфакс-Евразия”.
Как установлено, работы осуществлялись Дальневосточным морским управлением разведочного бурения по договору с компанией “Элксон Нефтегаз Лимитед” без соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом. Бурение проводилось с нарушением требований 96-й статьи Водного кодекса РФ, запрещающей сброс в море и захоронение на его дне отходов бурения.
Так как скважина № 5 оказалась не в зоне шельфа, а в пределах 12-мильной зоны, то лицензии на производство работ должно было выдавать Сахалинское управление водных ресурсов, а не областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, как и произошло в данном случае, подчеркнул Валентин Ленских. По информации природоохранного прокурора, участники реализации проектов “Сахалин-1”, и “Сахалин-2” имеют лицензии только на разведку и добычу углеводородного сырья, а законного разрешения на сброс отходов бурения у них до сих пор нет. И в ближайшей перспективе они его вряд ли получат - еще неизвестно, когда правительство РФ примет положение о лицензировании пользования водными объектами.
Кроме того, Госдума РФ и правительство должны принять нормативные акты о порядке пользования недрами континентального шельфа, захоронения и сброса продуктов бурения в морские воды и ряд других документов, регламентирующих пользование водными объектами - от территориальных вод до открытого моря. Природоохранный прокурор сказал, что ничего не имеет против скорейшего освоения нефтегазоносных месторождений региона с применением самых современных технологий, но при этом он стоит на страже закона, в соответствии с которым реализация проектов
“Сахалин-1” и “Сахалин-2” должна осуществляться.
Как сообщили корреспондентам “В” специалисты по технико-экономическому обоснованию проектов, неудачная реализация их (на фоне катастрофы танкера “Находка”) может сильно сказаться на дальнейшем развитии рыболовства на Дальнем Востоке. По крайней мере, говорится в заключении комиссии государственной экологической экспертизы, “участки шельфа, на которых предполагается добыча нефти и газового конденсата, являются одновременно уникальными по изобилию и разнообразию живых ресурсов”. А “вдоль восточного берега проходят миграционные пути амурского и магаданского стадов лососевых”. По мнению комиссии, проекты имеют региональное и международное значение не только с точки зрения интереса других стран к запасам нефти, но и в отношении сохранения и воспроизводства рыбных запасов в Охотском море.
Автор: Анатолий ЛЕБЕДЕВ, специально для “В”, Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”