Где на Руси жить хорошо

Накануне предстоящих декабрьских выборов, когда на доверие избирателей вновь претендуют уже проявившие себя конкретными делами представители политической элиты регионального и общероссийского масштаба, особенно актуальным представляется подведение итогов их деятельности в истекший период полномочий

26 нояб. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №696 от 26 нояб. 1999

Накануне предстоящих декабрьских выборов, когда на доверие избирателей вновь претендуют уже проявившие себя конкретными делами представители политической элиты регионального и общероссийского масштаба, особенно актуальным представляется подведение итогов их деятельности в истекший период полномочий

Увы, итоги неутешительны - лучше мы жить не стали. Это очевидно. Особенно тяжелым для большинства россиян стал “послекризисный” период 1998 года. Да и сейчас, когда страна все еще преодолевает последствия кризиса, условия жизни далеки от сколько-нибудь приемлемых. Вместе с тем уровень жизни населения сильно отличается в различных регионах России, что дает возможность сравнить деятельность руководителей различных регионов в кризисной ситуации.

Возьмем для сравнения Москву и Владивосток, оценивая динамику уровня жизни населения этих городов со средним по России. В Москве, как известно, мэр является приверженцем рыночных реформ, человеком деятельным, привлекшим в Москву значительные инвестиции, активно реализующим себя как политик. Руководителей Владивостока и Приморья скорее можно охарактеризовать как умеренно-консервативных и достаточно осмотрительных хозяйственников, занимающихся политикой скорее по необходимости, нежели в угоду личным амбициям. Таким образом, кроме прочего можно сравнить результаты двух направлений экономических реформ, двух различных экономических стратегий - активной рыночной и умеренно-консервативной.

В начале ноября маркетинговое агентство GfK опубликовало отчет о ежеквартальном социологическом исследовании, где одним из наиболее интересных результатов является утверждение о стремительном падении уровня среднедушевого дохода в Москве на фоне относительно спокойной динамики в регионах. По данным агентства, если до начала кризиса доля москвичей с ежемесячным среднедушевым доходом (доход семьи, поделенный на количество членов семьи и иждивенцев) в 50$ и ниже составляла 8%, то в настоящее время эта цифра увеличилась до 76%. До кризиса среднемесячный доход жителей 14 регионов России составлял около 55$, а москвичей - около 95$. Осенью этого года москвичи уже получали примерно 35$, а жители других городов - около 20$ ежемесячно. По словам директора агентства GfK-Rus А. Демидова, еще летом прошлого года разрыв в доходах между Москвой и провинцией был огромен. В Москве зарабатывали в два с половиной раза больше, чем в регионах, теперь эта разница сократилась в полтора раза, и тенденция к сближению продолжается.

А теперь представьте себе, как можно жить с такими доходами в центральных районах Москвы, где прожиточный минимум составляет около 2500 руб., то есть те же 95$ (на окраинах прожиточный минимум ниже). Зато цены на товары и услуги в столице впечатляют. Бесплатного транспорта в Москве нет, а упоминание о таковом вызывает у москвичей, мягко говоря, недоумение.

Почему Москва столь болезненно переживает последствия финансового кризиса? Очевидно, причин этому несколько, и одна из них - значительное сокращение реального сектора экономики региона, попытка преобразовать регион в отдельно взятое постиндустриальное общество, живущее в основном за счет реализации услуг и банковского сектора экономики. До тех пор, пока в стране существовал достаточный оборот финансовых средств, уровень доходов Москвы был значительно выше, чем в среднем по России, что обусловило более высокий уровень жизни населения, но одновременно и большие затраты на осуществление коммерческой деятельности (например, чрезвычайно высокая ставка арендной платы в центре Москвы). Все в Москве рассчитано на большой объем потребления, который должен окупить непомерно высокие затраты производства и обеспечить высокий жизненный уровень москвичей. Но как только разразился кризис и оборот финансовых средств снизился, а уровень потребления упал в несколько раз, многие московские предприятия стали убыточными, что неминуемо привело к снижению среднедушевого дохода населения. Цены же на товары и услуги вследствие их высокой себестоимости снизились незначительно, и это привело к дальнейшему падению платежеспособного спроса. То есть возникла цепная реакция. И эта тенденция продолжается, более того, в следующем году наступает срок платежей по привлеченным Москвой кредитам, что, конечно, не будет способствовать улучшению жизненного уровня москвичей.

Таким образом, в непосредственной близости от Кремля формируется общество недовольных, но еще не очень голодных людей, что, безусловно, крайне нежелательно для федеральной власти. Правительство скорее всего поможет Москве (заявления правительства о необходимости повышения платежеспособного спроса населения), но поможет столице, а не ее нынешнему мэру, который находится в оппозиции к президенту.

Однако до светлого будущего, когда мэром Москвы может стать кто-то другой, надо еще дожить, что и пытаются сделать москвичи, пускаясь во все тяжкие в Москве и активизировав свою деятельность в регионах России. Сокращение разрывов в оплате труда между Москвой и регионами подталкивает многие компании к расширению своей активности за пределами Москвы. Те же, чей бизнес был ориентирован на средний класс москвичей, предпринимают отчаянные попытки расширить рынок сбыта своих услуг среди менее обеспеченных слоев населения. Например, сотовые телефоны “БиЛайн “ВымпелКом” стали продавать по 49$, чтобы было больше абонентов сети и больше доходов от предоставляемых услуг связи. Народ телефоны покупает, но звонит по ним очень редко - только чтобы не отключили, а фирма несет убытки по 70-80$ за каждый проданный по демпинговым ценам телефон - опять замкнутый круг.

Но на иное и рассчитывать было сложно. В целом по России на вопрос агентства GfK-VCIOM “КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?” подавляющее большинство отвечавших (79%) оценило его как “скорее плохое” или “совсем плохое”. Данная оценка сохраняет негативный знак независимо от пола, возраста и рода занятий респондентов. Исключением является группа респондентов с высокими доходами (более 2000 рублей на 1 члена семьи) - в этой группе негативных оценок финансового положения меньше (50%), но и группа эта невелика - около 5%. Чуть лучше, чем по стране в целом, ситуация в крупнейших городах (более 1 млн. человек) - здесь каждый четвертый оценивает финансовое положение семьи как “хорошее” или “скорее хорошее”.

Картина весьма печальная, особенно на фоне ответов на следующий вопрос - “КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ 10 ЛЕТ НАЗАД ПО СРАВНЕНИЮ С НАСТОЯЩИМ ВРЕМЕНЕМ?” - 83% респондентов оценили его как “значительно лучше” или “несколько лучше”, чем сейчас, 11% как “примерно такое же” и только 6% как “несколько хуже” или “значительно хуже”, чем сейчас.

Также агентство GfK просило респондентов оценить уровень питания в домашнем хозяйстве и степень удовлетворения потребностей в одежде и обуви. Результаты в сравнении с 1998 г. представлены в таблицах 1 и 2.

Как видно из приведенных данных, процент людей, питающихся скудно, вырос в два раза после кризиса. За это же время резко, с 30 до 19% снизилось количество людей, питающихся хорошо. В сентябре заметно улучшение - их доля выросла до 23%, но она по-прежнему ниже докризисной. Причем если в первые месяцы кризиса наиболее скудно питающаяся категория граждан практически не росла – видимо, люди проедали свои сбережения, то доля тех, кто не мог себе позволить покупку необходимых товаров длительного пользования (одежды и обуви), начала расти сразу после кризиса и к настоящему моменту достигла 31% населения. Социальное расслоение общества увеличилось. Треть населения России живет сейчас в самой настоящей нищете. Вместе с теми, кто может позволить себе только самые необходимые дешевые вещи, их около 60%, что согласуется с оценками многих экономистов, заявляющих, что 50-60% населения России живет ниже черты прожиточного минимума.

Результаты исследования уровня ежемесячного среднедушевого дохода населения России, проведенного GfK, приведены в таблице 3 и на рисунке 1. Как видно из этих данных, процент состоятельных людей - со среднедушевым ежемесячным доходом от 167$ и выше - сократился в среднем по России от докризисных 15% до величины менее 1%. В то же время процент населения, находящегося за чертой бедности, увеличился с 31% до 92%. Средний класс - опора всех реформаторов сократился с 54% до 8%, причем наиболее состоятельная часть среднего класса сократилась в девять раз - с 27% до 3%. Такой образ жизни влияет как на текущую социально-политическую обстановку, так и на перспективу развития общества в целом - голодающее общество не может воспитать нормального, гармонично развитого человека.

А теперь сравните приведенные выше данные с показателями по Владивостоку за девять месяцев 1999 года (данные финансового управления администрации города Владивостока):

Из сравнения этих данных с приведенными выше становится понятным особый интерес обанкротившихся реформаторов к внедрению во властные структуры Приморья и Владивостока своих ставленников - здесь еще есть финансовые и материальные ресурсы, столь необходимые им для дальнейшего паразитического существования. В то время как большая часть населения России (92%) имела среднедушевой доход ниже 50$, население Владивостока имело среднедушевой доход в размере 72,4$ при уровне прожиточного минимума в 38$ и, следовательно, могло позволить себе более качественное питание, приобретение предметов длительного пользования и посещение увеселительных мероприятий. Во Владивостоке сохранен тот самый средний класс, являющийся основой среднего и мелкого бизнеса, а также основным потребителем рыночных товаров и услуг. В значительной степени сохранен во Владивостоке и реальный сектор экономики, налоговые платежи которого, поступая в бюджет города, позволяют финансировать социальную сферу.

Конечно, хотелось бы жить лучше. К сожалению, во Владивостоке, как и в целом по стране, углубилось расслоение общества на относительно состоятельных и очень бедных, но последствия финансового кризиса для нашего города можно сравнить с легким испугом относительно трагедий во многих других городах и регионах России.

Вот такие итоги деятельности народных избранников, оценив которые, каждый сам вправе решить, кому он будет доверять на предстоящих выборах.

Автор: Владимир КОКОРИН, председатель Владивостокской городской общественно-политической организации "Закон и порядок". с использованием материалов "Ведомости - Wall Street Journal & Financial Times", "Ведомости-компании и рынки", данных GfK VCIOM и данных госс