Унесенные в Ханку
Экипажем вертолета Тихоокеанского регионального управления пограничной службы России спасены жизни двух рыбаков, которые более двух суток дрейфовали на неисправном катере в ледяной шуге озера Ханка.
Экипажем вертолета Тихоокеанского регионального управления пограничной службы России спасены жизни двух рыбаков, которые более двух суток дрейфовали на неисправном катере в ледяной шуге озера Ханка.
Более двух суток ждали спасения затерянные в ледяной шуге озера рыбаки. Оно пришло с небаСверху зимнее озеро напоминает безбрежную ледяную пустыню. Только гул нашего вертолета нарушает классическое белое безмолвие. Первое впечатление - живой душе нет места в этой холодной бездне. Больше всего мы боялись увидеть перевернутую лодку...
Горе-рыбакам из Астраханки просто повезло. На их поиски отправился самый опытный экипаж пограничников-тихоокеанцев. Командир полка полковник Сергей Камской, старший штурман авиации подполковник Валерий Анисимов и борттехник капитан Евгений Будник уже не раз выполняли подобные операции, в том числе во время наводнения в Золотой Долине в 1994 году. После часового перелета из Артема наш "Ми-8" сразу зашел над Ханкой... и менее чем через 10 минут обнаружил дрейфующий в ледяной шуге озера катер типа "Амур". Просто фатальное везение.
Однако оказалось не все так просто. Более 20 минут потребовалось для того, чтобы поднять капитана катера Ивана Кравца и его 16-летнего племянника Диму Кришталя лебедкой на борт вертолета. Такая операция считается одной из сложнейших у пилотов-вертолетчиков. Менее чем на 15 метров опытный, знающий свое дело летчик Сергей Камской не мог опустить машину, так как воздушные потоки от вертолетного винта могли легко перевернуть дрейфующее суденышко. Борттехник Евгений Будник лег на палубу вертолета, чтобы через открытый люк контролировать обстановку внизу. Машиной управляли по его командам, в полном смысле слова вслепую, чтобы на лодке могли уцепиться за седло спасательной лебедки, которое раскачивали те же воздушные потоки.
Когда рыбакам, силы которых к тому моменту уже были на пределе, тем более обморожение давало себя знать и затрудняло движение, удалось поймать спасительную “нить”, Дима, начав усаживаться, не удержался и упал в воду возле лодки.
Его родственник - работник спасательной станции выполнил свою непосредственную миссию, и меньше чем через минуту парень вновь оказался на борту “Амура”. Вскоре по всем правилам он все-таки был усажен в подъемник. Подъем также дело нелегкое - седло лебедки раскачивается из стороны в сторону, и борттехник вручную вынужден останавливать этот своеобразный “маятник” длиной в 15 метров, чтобы человека не ударило о борт вертолета и в нужный момент он оказался на уровне люка.
Когда Дима был все-таки поднят в вертолет, в его глазах можно было прочитать ужас подъема и радость спасения одновременно. Еще через некоторое время и его дядя с борта дрейфующей лодки перекочевал на борт винтокрылой машины.
И вот оно, веяние времени. Как глупо это ни звучало в тот момент, но первыми его словами был вопрос: “А сколько это стоит?”.
- Иди грейся, - после секундной паузы вздохнули вертолетчики.
Позже и мы задали этот вопрос командиру вертолета, на что Сергей Камской с присущей ему иронией обратился к нам: “А разве можно деньгами оценивать человеческую жизнь?”
На борту вертолета, когда Дима чуть-чуть отошел, он нехотя рассказал, как все происходило. Они с дядей в воскресенье “втихушку” вышли со спасательной станции в Камень-Рыболове на рыбалку, несмотря на то, что уже достаточно давно навигация на озере закрыта. Когда “Амур” отошел более чем на 20 километров от берега, у двигателя “полетел” винт. Катер превратился в плот. За время дрейфа ветер менялся много раз, и неисправное суденышко носило по акватории озера из стороны в сторону. Поняв, что самим им не добраться до берега, Иван Кравец соорудил на носу катера своеобразный флагшток и из имевшейся ткани смастерил сигнальный вымпел.
Сам Иван рассказал, что дрейф длился более двух суток. За это время он сам питался свежей рыбой, а его племянник, который не смог заставить себя есть такие “деликатесы”, оставался все это время голодным.
“Этот поиск мог продолжаться от забора и до вечера. А ребятам просто повезло”, - так с юмором подметил подполковник Валерий Анисимов, когда мы его спросили о предполагавшейся площади поиска. Ведь с момента пропажи “Амур” могло унести в любой уголок Ханки, и искать его можно было до бесконечности...
Как позже рассказал корреспондентам “В” заместитель главы администрации Ханкайского района Виктор Свиридов, первыми тревогу, как всегда и происходит в таких случаях, начали бить родственники пропавших уже в воскресенье вечером. Утром в понедельник к поискам приступили 10 местных катеров. На спасательной станции Камень-Рыболова предполагали, в каком примерно месте мог находиться пропавший “Амур”, однако шуга и льдины не дали возможности вести поиск более чем в 10 километрах от берега. И тогда администрация района приняла решение обратиться к командованию ТОРУ с просьбой о помощи в критической ситуации.
На берегу ждали вертолет, чтобы продолжить поиски. Нет тех слов, которыми можно описать лица матери, жены и других родственников, почти потерявших всякую надежду увидеть своих близких живыми, когда они, придя на вертолетную площадку Камень-Рыболовского погранотряда, встретили уже спасенных рыбаков.
Думаем, что те 22 минуты, которые ушли на подъем, останутся в памяти спасенных рыбаков на всю оставшуюся жизнь. Они всегда будут благодарны экипажу вертолета и командованию Тихоокеанского регионального управления погранслужбы, которое нашло возможность отправить борт на помощь терпящим бедствие. Незадачливые рыбаки теперь могут отмечать второй день рождения.
Автор: Федор ГУРКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"