Белоказак Семенов отступал козьей тропой
О приемке-сдаче трех крупных объектов отчитались в начале ноября работники наиболее динамично развивающейся отрасли края - дорожные строители. А если учесть, что в октябре был принят в эксплуатацию большой участок дороги в Ольгинском районе - у своенравной реки Маргаритовки; что проделан огромный объем работ на объездной дороге в Уссурийске; что создан необходимый задел на следующий сезон, то совершенно очевидно, что предпоследний год века дорожники завершили столь же успешно, как и предыдущие.
О приемке-сдаче трех крупных объектов отчитались в начале ноября работники наиболее динамично развивающейся отрасли края - дорожные строители. А если учесть, что в октябре был принят в эксплуатацию большой участок дороги в Ольгинском районе - у своенравной реки Маргаритовки; что проделан огромный объем работ на объездной дороге в Уссурийске; что создан необходимый задел на следующий сезон, то совершенно очевидно, что предпоследний год века дорожники завершили столь же успешно, как и предыдущие.
Теперь на ее месте построена великолепная трасса международного уровняПриморцы уже перестали этому удивляться. Несмотря на, прямо скажем, незавидное состояние других отраслей, дорожники ежегодно на важнейших автомобильных трассах края вводят новые объекты, улучшающие общее состояние дорог, к примеру, дороги Раздольное - Хасан, на которой на этот раз был сдан путепровод через железную дорогу Уссурийск-Хасан с соответствующими подходами к нему.
Вообще основанием для любого проектирования является несоответствие технической категории дороги растущей интенсивности движения транспорта. Напомним, что вся трасса строилась в 1932-1950 годах исключительно в оборонных целях. Потому она и изобиловала закрытыми поворотами, узкими мостами, участками с кое-как преодоленными перевалами и частыми пересечениями железной дороги на одном уровне, что создавало повышенную аварийность. А ведь с тех пор народнохозяйственное значение дороги неизмеримо возросло. Именно по ней осуществляются торговые связи с Китаем и КНДР, именно она имеет выходы к перспективным ныне портам Зарубино и Посьет, а если суждено сбыться планам сделать Хасанский район крупным туристическим центром, то ее роль и вовсе трудно переоценить. И потому не случайно комитет дорожного хозяйства администрации края уже несколько лет ведет реконструкцию автодороги.
А на 26-м километре построен путепровод через железную дорогу длиной 56 метров. К нему - три малых моста общей протяженностью более 100 метров. Всего длина участка составляет 5,6 километра. Вроде бы невеликая стройка была до крайности осложнена оползнями, из-за чего пришлось переутверждать проектно-сметную документацию.
- Строители помучились изрядно, - рассказывает председатель комитета дорожного хозяйства края Леонид Кельнер, - зато теперь путепровод простоит не менее 80 лет.
Не менее важным объектом можно считать и обход поселка Пограничного с выходом дороги на пограничный автопереход “Сосновая Падь”. Перефразируя известную фразу Ильича, об этой трассе можно сказать так: “Строительство, о необходимости которого долгое время говорили абсолютно все, наконец-то свершилось”. И в самом деле, китайская сторона все благоустроила уже лет семь-восемь назад. А на нашей стороне мы, как, впрочем, и наши партнеры, вынуждены были пылить, а во время тайфунов буквально плыть по узкой извилистой дороге с никаким покрытием. Все это, конечно же, не добавляло нам авторитета в глазах гостей из Китая.
И вот теперь великолепная 14-километровая трасса в считанные минуты прямиком доставит вас в “объятия” наших пограничников, таможенников, специалистов других служб, выполняющих контрольно-пропускные функции. Правда, строителям осталось построить еще около пяти километров уже за КПП до самого, как здесь говорят, нуля, где две трассы - из Китая и с нашей стороны - и соединятся. международное значение дороги очевидно, а потому не случайно на открытии побывал губернатор Приморья Евгений Наздратенко, который сказал много добрых слов в адрес и заказчика, то есть комитета дорожного хозяйства, и подрядчиков, и районных властей, которые помогали стройке чем могли.
- Без сомнения, жители Приморья должны быть благодарны дорожным строителям за этот прекрасный подарок, - подчеркнул Евгений Иванович. - Этот переход считается одним из старейших в регионе, он существовал со времен Восточно-Китайской железной дороги и в свое время служил еще частям генерал-лейтенанта Семенова (именно здесь его войска отступали в Маньчжурию). Теперь по красавице дороге прямым ходом поедут автобусы с туристами, машины с важным для наших регионов грузом. Отдельно хочу сказать огромное спасибо Леониду Ивановичу Кельнеру и вице-губернатору Игорю Львовичу Бельчуку, куратору дорожных предприятий.
- Строительство нового участка велось ровно семь лет, - продолжил импровизированный митинг Леонид Кельнер. - Первоначально были возведены мосты и путепровод. Затем предприятия-подрядчики из Уссурийска, Спасска и Владивостока провели земляные работы, построили откосы и ливневку. Последними трудились рабочие Пограничного дорожно-строительного предприятия, которые заасфальтировали трассу, нанесли разметку и поставили знаки. Работы велись по немецким технологиям с использованием германской дорожной техники, что значительно удешевило само строительство.
Словом, открытию этой трассы были рады все без исключения - и власти различных уровней, и строители, и эксплуатационники, и организации, контролирующие переход. В свое время точно так же на ура принимали построенный объезд Раздольного. Автомобилисты, надо думать, уже давно мысленно благодарили дорожников - ведь участок эксплуатируется уже несколько лет, но мало кто знает, что официально в эксплуатацию он был принят лишь на прошлой неделе. Почти 20 километров капитальной дороги с четырехполосным движением строились с весны 1987 года, то есть более 12 лет. Дело тут не только в больших объемах работ - пришлось возводить три моста через речки и путепровод через железную дорогу, не считая других искусственных сооружений. Проблема в том, что федеральный дорожный фонд финансировал строительство крайне нерегулярно. А ведь объезд Раздольного является составной частью именно федеральной автодороги Хабаровск - Владивосток.
Кстати сказать, именно потому, что столица в этом году недодала комитету дорожного хозяйства краевой администрации как заказчику около 200 миллионов рублей, строители не смогли подготовить к сдаче в эксплуатацию восемь километров объезда Уссурийска - еще одной крайне важной для Приморья стройки. Перенесение ввода первого участка (за исключением моста через Комаровку, который уже сдан) наверняка затянет общие сроки стройки, предусмотренные проектно-сметной документацией. Как это и случилось под Раздольным - ведь на объезде самого длинного села Приморья закончено еще не все. То есть, конечно, к эксплуатации он готов, но очень может быть, что это будет первая платная дорога в крае. Произойдет это не завтра и, может, даже не послезавтра, но реальные разработки такого проекта уже существуют и обсуждаются как в комитете дорожного хозяйства Приморья, так и в столице, которая обязательно должна утвердить нововведение.
Так уж случилось, что три крупнейших дорожных объекта были сданы к очередной годовщине Октябрьской революции, или по-новому - к дню примирения и согласия. Но в отличие от прошлых лет строителей никто не гнал, просто у дорожников производственный год в наиболее активной его части заканчивается раньше, чем у работников других отраслей. Если говорить проще, то с первыми заморозками. Им, правда, предстоит до декабря сдать еще несколько объектов - не столь крупных, но от того не менее важных, - однако за год они уже, можно сказать, отчитались. И отчет этот можно принять только на отлично.
Автор: Иван МИХАЙЛОВ, Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"