МЧС теперь занимается всем: от борьбы с терроризмом до завоза топлива
Приезд во Владивосток министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу по-своему приветствовала своенравная дальневосточная погода: над Приморьем прошелся циклон со шквальным ветром, резким похолоданием и дождем со снегом.
Приезд во Владивосток министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу по-своему приветствовала своенравная дальневосточная погода: над Приморьем прошелся циклон со шквальным ветром, резким похолоданием и дождем со снегом.
И то верно - пусть не забывает, что с нашей погодой не забалуешь. Ведь мы “не плачемся в жилетку Москве”, а только говорим: отдайте наше - заработанное, и мы сумеем прожить в этих трудных метеорологических условиях, да еще и сможем охранять тихоокеанские рубежи родины, приумножим богатство России. Ведь не зря во времена Российской империи и советской власти сюда больше вкладывали, чем забирали. На самого Сергея Кужугетовича грешить не будем: он наш край знает не понаслышке, приезжал дважды в Приморье в связи с тайфунами да наводнениями. А вот для многих столичных чиновников в ранге заместителей министров поездка пойдет на пользу. Кстати, по поводу своих многочисленных помощников генерал-полковник Шойгу даже пошутил: мол, во Владивостоке собрался мини-кабинет министров.
В остальном разговор шел вполне серьезно.
С неба - в огонь
Для затравки, сразу по приезде во Владивосток министр МЧС провел учения “по борьбе с терроризмом”, в которых приняли участие подразделения спасателей, пожарных, военных, милиции, “Скорой помощи”. ...На задворках Владивостокской ТЭЦ-2 громыхнул взрыв, а затем и пламя появилось. Первыми к месту ЧП прибыли разведчики, они определили очаг и объем возгорания, площадь пораженного объекта и характер разрушений, проверили по дозиметрам возможность химического и радиационного заражения. В дело вступила служба гражданской обороны самой теплоэлектроцентрали. Тем временем из разных частей города стали подтягиваться другие подразделения вместе с техникой. Одни принялись тушить пожар, другие стали разбирать завалы, третьи - при помощи наученных собак вели поиск людей под грудами камней.
На войне как на войне. И потому обычное учение было осложнено резким ухудшением погоды. Она добавила трудностей, а заодно и дала понять, что это не игрушки. Тем не менее владивостокские спасатели с задачей справились. При “разборе полетов” Шойгу указал на выявленные многочисленные недостатки, но тем не менее заявил, что остался доволен выучкой и стараниями всех участников. Надо только совершенствовать навыки. Конечно, не хотелось бы применять их в жизни, но случиться может всякое. В Приморье расположено 172 опасных объекта, здесь хранится более 700 тонн только химических веществ. В зоне возможного поражения проживает почти 100 тысяч человек мирного населения.
Зачем они здесь, и кто эти люди
Но это все предполагаемая опасность. Куда реальнее опасность предстоящей зимовки. Прошлые холодные сезоны показали, что если заранее не подготовиться, то возможна куда более сильная катастрофа. Поэтому премьер Владимир Путин перед своей поездкой на Дальний Восток попросил министра Сергея Шойгу взять под свой контроль наиболее важные для страны и в то же время сложные регионы - Приморский, Хабаровский, Красноярский края и Новосибирскую область.
Во Владивостоке главный спасатель страны вместе с руководителями еще 13 министерств и ведомств (транспорта, атомной энергетики, защиты окружающей среды, Госкомсевера, финансов, здравоохранения и др.) сконцентрировали свое внимание на проблемах большой и малой энергетики Приморья.
В здании краевой администрации прошло расширенное заседание, на котором присутствовали главы городов и районов, руководители предприятий ТЭКа. Вот какую картину они нарисовали.
Нужна топливно-финансовая подпитка
Угольная отрасль региона стала одной из немногих переживших кризис и теперь успешно развивается. Еще пару-тройку лет назад половину запасов твердого топлива на ТЭЦ и ГРЭС приходилось делать с помощью завозных углей. В нынешнем году ситуация изменилась основательно. Шахтеры к 31 декабря выставят на-гора 10,9 миллиона тонн. Так что допоставка из Якутии, Читинской, Амурской и Иркутской областей составит около 2 миллионов тонн. Губернатор Евгений Наздратенко подчеркнул, что приморские станции являются пылеугольными, мазут им нужен только на растопку и “подсветку”. А если стоимость твердого топлива каждый квартал уменьшается, то о каком повышении энерготарифа может идти речь?
У большой энергетики проблема в другом - неплатежи. Один только федеральный бюджет задолжал 2,8 миллиарда рублей. А это составляет половину бюджета Приморья. И данную ситуацию “не видят” в Москве. Нет живых денег на выдачу заработной платы, на приобретение запасных частей, с огромным трудом удалось подготовить к зиме оборудование на теплоэлектроцентралях и сетях. И самое печальное - отсутствуют средства на приобретение мазута, без которого нельзя обеспечить теплом жилые квартиры и социалку. На станциях запас его составляет 10 тысяч тонн, еще 18 тысяч в пути. Администрация Владивостока сделала предоплату на поставку еще нескольких составов с жидким топливом. Это даст возможность закрыть потребности в мазуте до конца нынешнего года. А что потом? Ведь долги государства продолжают расти как снежный ком.
Глубинка открыта для холодов
Если с электричеством проблемы еще решаемы, то с теплом в Приморье впору кричать караул. До министра довели такие цифры. В Тернейский и Красноармейский районы завезли дизельного топлива 1,25 и 5,2 процента соответственно от необходимого. Такая же ситуация и с мазутом. Представитель Госкомсевера смог лишь в растерянности развести руками - ну не знал он о таком положении вещей. Хотя в госкомитет из Приморья каждую неделю отправляли тревожные телеграммы. Даже если прямо сейчас легкие и тяжелые виды жидкого топлива удастся отыскать, то ситуацию уже не переломить. В море начались осенние штормы, и танкеры не смогут слить топливо, а будут дрейфовать около замерзших поселков. И бензовозами солярку и мазут не доставить, поскольку со дня на день закроются под снегами горные перевалы. Тогда придется вводить в таежных районах чрезвычайное положение. Так, как это уже сделано на Чукотке и в Эвенкии (упустили сроки навигации), куда Сергей Шойгу уже распорядился срочно направить тяжелые вертолеты и самолеты МЧС.
Не лучше положение и в других районах края. Тепло запустили только там, где местные котельные работают на угле. Благо, что за нынешнее лето в нескольких населенных пунктах Михайловского, Анучинского, Хасанского районов при помощи краевой администрации сумели перевести котельные с мазута на уголь. В 13 городах и районах до сих пор не начался отопительный сезон для жилого фонда. А в шести поселках тепло не поступает в школы, больницы и детские сады, хотя там уже минусовая температура.
Так что в малой энергетике проблемы куда сложнее, чем в большой. Тонна солярки вместе с доставкой тянет на 7500 рублей. Тонна мазута колеблется в цене от 2300 до 2600. Чтобы закрыть проблемы жидкого топлива в самом холодном январе, необходимо 600 миллионов рублей. А еще нужно прожить ноябрь и декабрь, с горечью констатировали губернатор Евгений Наздратенко и его заместитель по жилищно-коммунальному хозяйству Виктор Чепик. Пока что лишь на бумаге Приморью пообещали по летнему соглашению у вице-премьера Николая Аксененко из центра выделить ссуду в 300 миллионов на покупку топлива и 70 миллионов в виде дотаций за перевод ведомственного жилья в муниципальную собственность. Из них Минфин передал всего 30 миллионов.
Золотая курочка снесла яичко
Генерал-полковнику Сергею Шойгу никто не перечит. И потому заместитель министра финансов Евгений Бушмин был вынужден начать отсчет бюджетных статей и сумм, которые сумеют поддержать Приморье в столь трудное время. Будет задействовано несколько финансовых источников.
Сверх установленного трансферта направят 60 миллионов и еще 30 дадут в счет следующего года. 70 за вневедомственное жилье также направят в виде ссуды, которые затем в правительстве самостоятельно погасят. Еще на 60 миллионов одна из нефтяных компаний передаст краю жидкого топлива - в счет собственного погашения долга перед федеральным бюджетом. К 1 января государство вернет Приморью более 220 миллионов долга за электроэнергию, тепло и воду, которые были израсходованы на содержание объектов по линии министерства обороны и Федеральной пограничной службы (тем самым по этому направлению останется долг в 800 миллионов рублей).
Предполагается также, что председатель правительства Владимир Путин подпишет постановление о временной приостановке поставок нефтепродуктов на экспорт, до насыщения отечественного рынка дизтопливом и мазутом. В этой связи весьма забавным выглядит совет министра топлива и энергетики Виктора Калюжного, предложившего Приморью пока не закупать топливо на нефтеперерабатывающих заводах. Мол, цена должна снизиться, тогда регионам будет легче с финансовым прохождением зимы. Вопрос: а если она снизится весной, то что - лучше замерзнуть?
А вот в министерстве путей сообщения решили не советы давать, а конкретно помочь. Здесь дают добро на ведение расчетов за поставки угля и мазута не на станции отправления, а на станции прибытия. То есть местные железнодорожники покроют расходы взаимозачетами с краевым бюджетом. Соответствующее указание скоро уйдет на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Для приморцев это означает, что стоимость топлива не возрастет за счет транспортной составляющей. Однако представители МПС просят не увлекаться этой идеей, иначе можно обанкротить предприятия железной дороги.
В заключение заседания Сергей Шойгу подвел итог. На то и существует МЧС, чтобы приходить на помощь в случае беды. Но лучше до крайности дело не доводить, тем более что время и возможности еще есть.
Экологический итог
Вот так, по-военному отдав команду своим московским помощникам конкретно заниматься проблемами ТЭКа Приморья, Сергей Кужугетович остаток дня потратил на встречи.
Он отправился в Пушкинский театр ДВГТУ, где встретился со студентами университета. Почему именно сюда? Да потому, что в этом вузе имеется кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности. Министр прочел лекцию, которую скорей всего зачтут студентам по дисциплине “Защита населения и территорий в ЧС”. А затем и пообщался напрямую с молодежью. Он и сам-то не в пенсионном возрасте, да и не скрывает своих честолюбивых замыслов на роль одного из лидеров будущей России.
Вечером министра МЧС потянуло в море, так же, как и премьера. Но если Путин отправлялся на грозном “Варяге”, то Шойгу выходил в залив Петра Великого на катере. Но предварительно принял доклад об экологическом состоянии прибрежных акваторий в спасательно-координационном центре.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"