Золушка энергетики - принцесса экологии
Все как в настоящей сказке. Чтобы превращение случилось, надо очень крепко поработать. И еще потерять (в рекламных целях, разумеется) хрустальную туфельку, привлечь на свою сторону авторитетных представителей власти и состоятельных инвесторов.
Все как в настоящей сказке. Чтобы превращение случилось, надо очень крепко поработать. И еще потерять (в рекламных целях, разумеется) хрустальную туфельку, привлечь на свою сторону авторитетных представителей власти и состоятельных инвесторов.
Тот, кто хоть раз проезжал по дороге из Владивостока к бухте Лазурной, наверняка обращал внимание на обширные черные безжизненные поля. Это немного жуткая пустыня - порождение индустриального века. Поля представляют собой захоронение отходов энергетического производства. Проще - золоотвалы Владивостокской ТЭЦ-2. В них уже уложено 18 миллионов тонн золы. И ежегодно они прирастают еще на 500-700 тысяч тонн. Через три-пять лет работы станции придется расширить пустыню еще на десятки гектаров.
И это наверняка произойдет, если уже сегодня не принять энергичные меры по предотвращению экологического бедствия. Такие меры администрация ВТЭЦ-2 предпринимает в разных направлениях. Выполнены проекты реконструкции существующих золоотвалов и их разгрузки за счет складирования золошлаковых отходов в выработанных угольных разрезах с последующей их переработкой либо рекультивацией мест складирования. С 1993 года развивается новое производственное направление по комплексной переработке золошлаковых отходов.
Вот это последнее, основанное на опыте наиболее развитых стран, и обещает волшебное превращение золушки энергетики в принцессу экологии. В мире, например в США, уже существуют угольные электростанции, сопоставимые по мощности с Владивостокской ТЭЦ-2, которые не нуждаются в золоотвалах. Отходы продуктов сгорания здесь полностью, до последней пылинки используются на производство товарной продукции, спрос на которую постоянно растет. Так может и непременно должно быть и на ВТЭЦ-2. Для этого уже проделана большая и серьезная работа.
Прежде всего зола от сжигания приморских и привозных углей была проверена на токсичность и радиоактивность. Результаты показали, что она экологически безвредна. Тогда совместно с Дальневосточным научно-исследовательским институтом строительных материалов были разработаны безотходные ресурсосберегающие технологии производства из золы различных материалов и изделий. Задачу выдумать свой велосипед мы не ставили. Но в процессе лабораторных исследований и производственных экспериментов нашли собственные уникальные технологии. Они позволяют заменять фракционированной золой до 100 процентов песка во всех видах растворов и бетонов и при этом экономить от 10 до 50 процентов цемента на каждом кубометре бетонной смеси.
Это первый этап волшебного превращения. Строители хорошо знают, что ближайшее от Владивостока месторождение кондиционного песка находится в районе Спасска. Все, что ближе, либо выработаны до донышка, либо носят линзовый характер или просто непригодны для использования по требованиям ГОСТа. Но это только одна сторона дела. Вторая - в сбережении природных ресурсов и большом экологическом выигрыше. Скажите, кто и когда подсчитывал, сколько речек и ручьев загублено в Приморье, сколько безобразных мелких и крупных карьеров понарыто из-за нескольких десятков или сотен кубометров песка? А ВТЭЦ-2 может ежегодно выдавать тысячи тонн полноценного шлакового заменителя. Недорогого и не наносящего ущерба природе.
Еще один результат. В процессе определения вяжущих свойств золы и изготовления легких заменителей мы опробовали технологии совместной утилизации золы и макулатуры, отходов деревообработки, стеклобоя. Теперь знаем, что в перспективе можно будет дополнительно перерабатывать, превращать в стройматериалы другие отходы нашей жизнедеятельности, а не засорять ими природу.
Сегодня зольный керамический кирпич, изготовленный на ВТЭЦ-2, не уступает по качеству изделиям завода п. Врангель (специалисты понимают, какой это высокий показатель!). У аналога силикатного кирпича из золы и цемента объемный вес в 1,3 раза меньше при одинаковой прочности. АО “Подземстрой” выпустило опытную партию асфальта с использованием нашей золы. В
с. Раздольном в цехе ячеистого бетона также применяется зола, которая заменяет часть песка и цемента. На основе золошлаков ВТЭЦ-2 производят пенозолобетон фирмы “Пенобетон” и “Пас”. Дальневосточный институт минерального сырья предлагает освоить технологию извлечения из золы редкоземельных металлов. Из США привезена чрезвычайно интересная технология широкого применения золы в дорожном строительстве. На ТЭЦ-2 сейчас производятся стеновой материал из шлакобетона и долговечная красивая черепица. Мы участвуем в работе по утилизации жидких радиоактивных отходов в Большом Камне на заводе “Звезда”.
Примеры использования золы можно продолжать и множить. Но, к сожалению, объем использования золошлаков сегодня не превышает и двух сотых процента от возможного. Для крупнотоннажной переработки необходимо серьезное предприятие. И в нынешнем году ОАО “Дальэнерго” приступило к строительству завода по переработке золошлаковых отходов и производству из них стройматериалов и изделий.
Это предприятие сможет перерабатывать до 130 тысяч тонн отходов в год. А одновременно крупнотоннажное использование золы в дорожном строительстве, в процессе производства на Спасском цементном заводе могло бы полностью остановить рост золоотвалов. Задача очень непростая, но чрезвычайно интересная, сулящая поистине сказочный экономический и экологический эффект.
Ведь сегодня помимо золоотвалов ВТЭЦ-2 они существуют в Уссурийске, Лучегорске, Артеме, Партизанске. Вспомните, сколько шума и взаимных обвинений было недавно в СМИ в связи с выбором новой площадки для золоотвала Партизанской ГРЭС. А проблема, оказывается, разрешима, как говаривал известный киногерой, “без шума и пыли”.
Результаты, полученные на ВТЭЦ-2, позволяют уверенно утверждать, что зола - это ценнейший материал, основная масса которого может и должна использоваться в качестве ресурсозамещающего сырья при производстве товарной продукции. Кстати, уместно сказать, что в развитых странах ныне вовсе не стремятся переводить станции, работающие на угле, на газ и мазут. Более того, и у нас, и за рубежом все больше ученых, экологов, хозяйственников утверждают, что ТЭЦ, работающие на твердом топливе, должны рассматриваться как предприятия энерготехнологического комплекса регионов. Они кроме выработки тепловой и электрической энергии сохраняют газ, нефть, песок, щебень, глину, камень, древесину.
Поэтому переработка отходов энергетического производства - дело не только энергетиков. В его развитии должны быть кровно заинтересованы краевые и муниципальные власти, представители других отраслей хозяйства, широкая общественность. Ведь природные ресурсы у нас в крае хоть и велики, но не безграничны. А вопросы экологии кое-где стоят настолько остро, что решать их надо незамедлительно. И энергетики решительно настроены на то, чтобы внести свою лепту в процветание, сохранение богатств родного Приморья.
Возвращаясь к проекту строящегося завода, подчеркну, что он является как бы органичным продолжением электростанции. Он имеет громадную социальную значимость для Владивостока и края, потому что станет чуть ли не первым предприятием с ярко выраженной экологической составляющей. К этому следует добавить, что проект экономически выгоден - в нем заложена оригинальная поэтапная схема ввода цехов в эксплуатацию. Завод будет первым за Уралом предприятием с комплексным подходом к номенклатуре выпускаемой продукции, производимой на гибких технологических линиях. То есть уже в проекте он ориентирован на рыночные условия работы.
Сегодня ОАО “Дальэнерго” испытывает серьезные финансовые трудности. В одиночку тропу к экологически чистой, ресурсосберегающей энергетике мы пробиваем крайне медленно. Поэтому приглашаем к сотрудничеству всех, у кого есть средства, кому не безразлично будущее Владивостока и Приморья. Золушка энергетики может, а значит, обязана превратиться в прекрасную принцессу чистой и богатой земли.
Автор: Борис ИЛЬЧУК, директор ВТЭЦ-2, заслуженный энергетик России, Андрей ТАСКИН, начальник участка переработки золошлаковых отходов, кандидат технических наук