Владимир Курилов: Образование в крае динамично развивается
21 октября, выступая на торжественном заседании ученого совета, посвященного столетию Дальневосточного государственного университета, первый заместитель министра образования России Василий Максимилианович Жураковский отметил, что Дальневосточный государственный университет входит в число лучших вузов России. Третье, четвертое, пятое место - не столь тут важен числовой порядок, но что он в десятке лучших - факт бесспорный, учитывая и московских, и петербургских лидеров. И заключил, что он не знает другого такого региона России, где высшие учебные заведения выглядели бы столь солидно и ярко, как в Приморском крае.
21 октября, выступая на торжественном заседании ученого совета, посвященного столетию Дальневосточного государственного университета, первый заместитель министра образования России Василий Максимилианович Жураковский отметил, что Дальневосточный государственный университет входит в число лучших вузов России. Третье, четвертое, пятое место - не столь тут важен числовой порядок, но что он в десятке лучших - факт бесспорный, учитывая и московских, и петербургских лидеров. И заключил, что он не знает другого такого региона России, где высшие учебные заведения выглядели бы столь солидно и ярко, как в Приморском крае.
Такая оценка высокого московского гостя, специалиста по высшему образованию, дает повод заново обратиться к фактам, проанализировать, благодаря чему сложился в Приморье мощный вузовский и научный потенциал. Выявить закономерности, исключить случайности, чтобы, сохраняя динамику развития, выйти на новые рубежи, которые неумолимо нам диктует грядущий ХХI век. Размышления на эти темы - в беседе корреспондента “В” с ректором Дальневосточного государственного университета, профессором Владимиром Куриловым.
- В Приморском крае динамично развиваются 27 высших учебных заведений - 12 государственных вузов, 3 филиала центральных государственных вузов, 3 института повышения квалификации, 9 негосударственных. В числе государственных вузов - 3 академии, 5 университетов, один классический, 2 института, один военный и один филиал военного института. Все они ведут образовательную деятельность по полному циклу профессионального образования России.
То, что мы заслужили высокую оценку министерства, обусловлено деятельностью вузов - работой ректоратов, ученых советов. Но это определяется в значительной степени и позицией власти края, позицией губернатора Приморского края.
Тезис, что определяющим фактором в развитии человеческой цивилизации является прежде всего состояние высших учебных заведений, подтверждается как мировой практикой, так и подкрепляется выводами ведущих зарубежных исследователей. Об этом несколько лет назад писали специалисты Вашингтонского университета. Они ставили цель: выяснить, почему страны АТР, эти “азиатские тигры”, сделали такой мощный рывок в своем развитии, опередив многие страны мира за очень короткое время. Имеются в виду Япония, Сингапур, Южная Корея и другие, которые вышли на позиции ведущих индустриальных стран мира. По 17 параметрам оценивались достижения этих стран. Учитывалось, что у каждой державы были свои преимущества. Но общим для всех стран, вышедших на передовые позиции в Тихоокеанском регионе, было одно - их “скачки” базировались на ускоренном развитии образования, науки, создании новых технологий. Этот параметр был характерен для всех и стоял на первом месте.
Наверное, именно поэтому Билл Клинтон к концу своего первого срока правления провозгласил, что второй срок его президентства пройдет под особым знаком государственной идеи - развития образования в Америке.
В крае нашлись люди государственного масштаба, которые осознали это в полной мере. Буквально с первых шагов своей деятельности на посту губернатора Евгений Наздратенко стал заниматься проблемой оказания конкретной помощи высшему образованию в крае.
В 1994 году впервые была начата большая работа, которую Дальневосточный государственный университет сразу поддержал, - создание целостной системы поддержки науки и образования, профессиональной школы в крае, направленной на развитие интеллектуального потенциала и кадровой элиты региона. Вот уже 5 лет в крае успешно претворяется в жизнь программа “Поддержки одаренной молодежи”, которая гарантирует золотым медалистам бесплатное поступление в любой вуз для продолжения образования. И студенты первого “наздратенковского” набора великолепно подтвердили свой высокий статус: из 29 выпуск составил 26 человек, из них 21 выпускник получил диплом с отличием. Это ли не доказательство успешного осуществления идеи губернатора.
Сейчас в университете обучается более 1 тысячи 300 золотых и серебряных медалистов - славная когорта молодежи, которой в будущем обустраивать Приморье, наше Отечество.
То, что губернатор края самое пристальное внимание обратил на образование и науку, делает ему честь как дальновидному политику. Инвестиции, которые администрация края вкладывает в образование, являются поддержкой настоящего и в то же время инвестициями будущего прогресса.
- Общеобразовательная, высшая школа, наука - получается, что это практически единственный якорь спасения в экономически неспокойном море стихийного рынка России. Но это, согласитесь, Владимир Иванович, важно осознавать не только на уровне эмоций, а на уровне стратегически перспективных государственных задач.
- Мы, люди науки, образования, лучше всех понимаем, насколько это важно в условиях нестабильности, когда не отработана экономическая система, смертность превышает рождаемость, население уменьшается, растет социальная напряженность. У губернатора масса наиважнейших первоочередных забот - промышленность, энергетика, здравоохранение, армия, пенсионное обеспечение, но он упор в своей работе делает и на образование - все высшие учебные заведения за эти годы получили мощные материальные ресурсы. На фоне скудного бюджетного финансирования вузов, когда снизились до минимальных размеров федеральные поступления (в ДВГУ это составляет не больше 40 процентов - частично заработная плата и стипендия), материальная губернаторская поддержка высших учебных заведений стала одним из тех факторов, благодаря которым вузы смогли не только решать насущные проблемы, но и создавать инновационные программы развития.
Мы в Дальневосточном государственном университете не хотим выживать, я не признаю этого тезиса, мы хотим жить, работать. С полной отдачей. Так, чтобы нам не стыдно было за университетское образование России. Мы не хотим терять высочайший авторитет в мире российского университетского образования, российской науки. Мы хотим сохранить уважение в мировом сообществе. И нам это удалось. В значительной мере удалось благодаря поддержке губернатора. Она сыграла свою немаловажную роль.
Если говорить в целом, есть цифра, просчитанная статистическими органами края, она вбирает в себя не только материальные вливания, но и оценку того имущества, что было передано вузам, - зданий, сооружений. Цифра удивительная. Такого показателя нет ни в одном регионе - 75 миллионов неденоминированных рублей! 75 миллионов - в то время, когда старейшие московские вузы ютятся в зданиях, не ремонтируемых десятилетиями, которые давно не помнят ни новой техники, ни нового оборудования, наша администрация находит варианты поддержки. Дальневосточный госуниверситет может привести много примеров. Один из ярких, показательных - принятое губернатором решение, благодаря которому мы получили здание на Мордовцева. Сейчас здесь располагается Институт менеджмента и бизнеса ДВГУ, часть научной библиотеки, Интернет и Раннет-центры. Учатся 2,5 тысячи студентов. Размещаются крупнейшие телекоммуникационные центры Сибири и Дальнего Востока. Здание, построенное на государственные деньги, вернулось государству и используется государством. Другой пример - весной 1998 года решением губернатора края ДВГТУ было передано здание Пушкинского театра, выделены средства на реставрацию этого историко-культурного центра. Большие суммы пошли во ВГУЭС - на решение проблем информатизации края. В Дальневосточном институте искусств прошли ремонт и передача концертного зала, приобретены два великолепных рояля. Поддержка оказывается морской академии, техническому университету рыбной промышленности, педагогическому институту, сельскохозяйственной академии. В каких регионах России еще есть подобное?!
- Эти процессы имеют влияние и на формирование общественного сознания?
- Не могу не сказать о периоде начала 90-х годов, когда стал развиваться стихийный рынок. Тогда в обществе сместились ориентиры, показалось, образование не нужно, ни школьное, ни высшее, аспирантура не нужна. Многие молодые люди исковеркали свою судьбу, поддавшись порыву стихии, полагая, что окошечко коммерческого ларька - предел мечтаний и высший смысл жизни. Прошло короткое время. Ситуация стала меняться. Только в нашем университете количество студентов за последнее время утроилось, в 10 раз увеличилось число аспирантов, а количество специальностей для студентов и аспирантов - в 3 раза.
Немалую роль в формировании общественного сознания сыграла позиция губернатора в области высшего образования. Стипендии губернатора края, гранты, премии, награды лучшим учителям, преподавателям вузов, ученым - все шло на активизацию процессов в сфере образования, на создание престижа высшего образования, науки. Позиция губернатора совпадает с позицией университетов и - по большому счету - с велением времени. При непосредственном участии губернатора создаются филиалы университетов в городах и районах Приморского края - Артеме, Находке, Дальнереченске, городах Дальнего Востока - Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске. Его позиция - пример для глав городов и районов края.
В Приморье печатаются учебники - столь важное решение было в первую очередь поддержано губернатором. В этом году 1 сентября в крае 35 тысяч первоклассников бесплатно получили свою первую книгу “Букварь”. И это символично - губернатор прокладывает вектор в будущее.
Уже сам факт создания в структурах администрации края, городах и районах комитетов, отделов по делам молодежи, говорит о многом. Традиционными стали встречи губернатора с молодежью. Популярностью пользуются спортивные соревнования на приз губернатора, на кубок губернатора. В крае проводится активная политика по возвращению спортивных сооружений в госсобственность.
Нет мелочей в деле воспитания гражданина, патриота. В условиях, когда после развала СССР, казалось, роль и значение патриотического воспитания уходят на второй план, в Приморском крае оно поднялось на самые высокие вершины гражданственности. Недавно председатель Совета федерации Егор Строев сказал, что позиция Наздратенко в вопросе границ помогла России отстоять свои государственные интересы на Дальнем Востоке. Помогла сберечь территории. А я хочу сказать, что такая позиция оказала огромное воспитательное воздействие на молодежь. Мы - граждане великой страны. И надо сделать так, чтобы она оставалась великой. Именно так восприняла молодежь гражданскую позицию губернатора.
Мы в университете развиваем военно-морское образование и при поддержке губернатора, руководства Тихоокеанского флота получили здание, где создан факультет военного обучения, который в прошлом году приказом Главкома ВМФ был признан лучшим среди всех подобных факультетов гражданских вузов. Там преподается 8 специальностей, 2 из которых - уникальны для всей России. В этом году здесь на праздновании Дня Победы побывал губернатор края. И воочию увидел плоды того дела, в которое и он вложил свой труд. Об этом говорили и представители ректората, и ветераны университета. Это была замечательная встреча: Евгений Иванович смеялся, шутил, фотографировался, пел с ветеранами. Присутствие губернатора показало студентам, что они действительно заняты важным делом, достойным уважения и восхищения. Это истинное воспитание истинного патриотизма.
- Владимир Иванович, можно сделать вывод, что высшее образование в Приморье не просто сохранено, но и динамично развивается?
- Да, мы не просто выживали, оборонялись, мы шли в ногу со всем миром. Хотя бы взять факт, что Дальневосточному госуниверситету удалось создать или помочь в развитии за рубежом 16 русских программ в разных университетах стран АТР, филиал в Японии, учебные пункты в Китае, Корее, на Тайване, российско-американский факультет. А за этим явлением во всю мощь стоит продвижение и пропаганда нашей культуры, истории за рубежом. А это задача государственного уровня.
Говоря о динамичном развитии, следует вспомнить, что когда Джордж Сорос, американский финансист, и Институт Открытое Общество создавали свою программу Интернет-центра в 32 университетах России, то именно ДВГУ стал первым в РФ вузом по данной программе. 28 октября 1996 года в университете был открыт Интернет-центр, и мы провели первую на Дальнем Востоке видеоконференцию в системе Интернет. В Москве находились члены правительства, министерства образования, сам Джордж Сорос, а здесь - губернатор, вице-премьер, замминистра, ректор ДВГУ. И это было в присутствии 700 студентов и преподавателей университета. Мы в тот период в самом деле оказались к таким новациям подготовлены лучше всех. Это подтвердили и министр образования Кинелев, и представители фонда Сороса. У нас мощный факультет математики и компьютерных наук, физический факультет, ныне Институт физики и информационных технологий, великолепные кадры ученых - лучшие на Дальнем Востоке. Они готовы были работать в системе телекоммуникационных технологий. Иметь кадры - задача чрезвычайной важности и сложности. Но если бы мы не имели материальной базы для размещения центра, которую предоставила администрация края, о таком инновационном прорыве и речи бы не шло. Тогда вице-премьер Фортов поблагодарил губернатора за активное содействие, которое было оказано университету в создании Интернет-центра. Это была задача государственного масштаба. И это был первый в России осуществленный проект. Сейчас на этой базе мы создаем по договору с Токайским университетом и компанией NTT из Японии новый шлюз, чтобы подключить все вузы, которые намерены пользоваться этим каналом. Без информатизации будущего у высшего учебного заведения в мире быть не может.
- При развитии международных связей в сфере высшего образования вашим партнерам важна позиция первого официального лица в крае?
- Федеральный университет правомочен решать со своими партнерами многие вопросы сотрудничества. Но никогда зарубежный партнер не выходит на серьезные деловые контакты без учета позиций власти. Поэтому, когда я как ректор определил путь интернационализации для университета и стал создавать такие программы, как российско-американский факультет, филиал в Японии, высший колледж корееведения, конечно же, очень важную роль в решении этих вопросов сыграла позиция губернатора. Когда мы с господином Чанг Чи Хек, председателем группы КОХАП, вели переговоры, он активно заинтересовался идеей, увлекся, но элементы сомнения оставались, так как речь шла о крупной сумме, которую надо было подарить университету. И когда Евгений Иванович предложил мне поехать с ним в Корею, на заседание Ассоциации по российско-корейскому сотрудничеству, которое возглавляет он и господин Чанг Чи Хек, то сам факт приглашения уже много значил для нашего потенциального партнера. На заседании Ассоциации губернатор подтвердил, что он поддерживает идею создания колледжа корееведения во Владивостоке. Это стало для наших партнеров важной гарантией, тем более что правовых тогда не было. И после этого быстрыми темпами мы решили эту проблему. Символично, что первый камень в основании колледжа на территории университета заложил, в прямом смысле этого слова, губернатор края Евгений Наздратенко. А ровно через 10 месяцев мы уже открывали великолепное здание колледжа корееведения, прекрасно оснащенное. Сейчас колледж корейцы называют лучшим в мире из учебных заведений за пределами Республики Корея по качеству образовательных программ. На церемонии открытия ленточку перерезали господин Чанг Чи Хек, ректор ДВГУ, главный строитель - Геннадий Котик, вице-губернатор Константин Толстошеин и по праву - Евгений Наздратенко. Это был плод совместного труда и совместного успеха. То же самое я могу сказать о реализации проекта по созданию японского центра на базе Дальневосточного университета, других проектов.
Могу смело утверждать: высшее образование в Приморском крае действительно одна из динамично развивающихся областей. И справедливо вызывает восхищение во всей России. Конечно же, эти процессы были бы невозможны без участия и активной поддержки губернатора края. Не будь таковой позиции, вряд ли успехи выглядели бы столь впечатляюще, ярко, весомо.
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток"