Полный криминалистический вагон и «тележка»
В октябре 1954 года, 45 лет назад, в структуре российской прокуратуры были организованы криминалистические отделы. Сегодня корреспондент “В” беседует с начальником отдела криминалистики прокуратуры края Владимиром Кагановичем. В составе этого отдела Владимир Еселевич - самый опытный специалист. В прокуратуре работает почти четверть века, в криминалистике - с 1981 года. Имеет звание “Почетный работник прокуратуры”.
В октябре 1954 года, 45 лет назад, в структуре российской прокуратуры были организованы криминалистические отделы. Сегодня корреспондент “В” беседует с начальником отдела криминалистики прокуратуры края Владимиром Кагановичем. В составе этого отдела Владимир Еселевич - самый опытный специалист. В прокуратуре работает почти четверть века, в криминалистике - с 1981 года. Имеет звание “Почетный работник прокуратуры”.
- Каковы задачи вашей службы?
- Мы призваны оказывать всевозможную помощь следствию. В тех случаях, когда расследуются особо тяжкие убийства, причинение тяжкого вреда, повлекшее смерть, похищение людей, взрывы, бандитизм. Одним словом, мы там, где огонь и смерть, где возникают сложные ситуации в следствии. Причем прокурор-криминалист в большей степени делает упор на тактику и методику производства следственной деятельности, на методику расследования отдельных видов преступлений.
- С какими проблемами вам сегодня приходится сталкиваться чаще всего?
- Передел собственности. Причины многих тяжких преступлений кроются теперь в области гражданско-правовых отношений. Криминалистика не существует сама по себе. С особым упорством приходится изучать закон и уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, тем более что в последнее время принято много новых законов.
- Чтобы других вооружить новейшими знаниями, самим, видимо, приходится немало учиться?
- А куда деваться? Мы поддерживаем связь с высшими учебными заведениями, которые готовят специалистов, - это входит в наши обязанности. Надо сказать, что криминалистика с успехом преподается в Дальневосточном государственном университете, кафедра считается одной из сильнейших среди вузов России. Мне по роду службы тоже доводится вести семинарские занятия.
- Современные методики нуждаются в современных технологии, оборудовании. Как обстоит дело с этим?
- Техники мало, это беда наша. Полупрофессиональная - да, есть. Но это скорее из разряда оргтехники. Промышленная база в стране для производства профессиональной криминалистической техники, можно сказать, не подготовлена. В свое время закупали австрийскую, сейчас об этом только мечтать приходится. Хотя чудо-техника может творить чудеса. Так, в 99-м году по одному делу надо было найти труп мужчины, которого убили три года назад. Обратились за помощью к коллегам в Москву. Из отдела криминалистики главного следственного управления генеральной прокуратуры приехали специалисты. Впервые в Приморье в расследовании убийства использовался криминалистический вагон, который оснащен современной аппаратурой, предназначенной для поиска мертвых тел и взрывчатки. “Изучили” около двух гектаров земли, прежде чем нашли то, что искали. Такой техники нет ни в одной региональной прокуратуре, лишь недавно она появилась в прокуратуре Московской области. Надеемся, когда-нибудь появится и у нас.
- А пока?
- А пока все как было ранее. Главным инструментом остаются мозги. Сама по себе техника в конечном счете мало что решит, если не будет головы. Вот как в той ситуации, о которой я только что говорил. Сначала мы определили “квадрат поиска”, умная техника лишь помогла. В прошлом году я работал вместе со следователем из Дальнереченска над одним уголовным делом 1996 года, смогли доказать убийство, нашли труп, изобличили банду. В 98-м мы труп нашли по другому делу - в болоте, в зацементированной бочке. Нашли, потому что раскрыли преступление и вычислили, где искать.
- Скажите, а вы прибегаете к услугам экстрасенсов, ясновидящих?
- Попытки делались. Единственное, что могу сказать, - где-то в Смоленске был случай, когда в ходе следствия помог экстрасенс. Сколько мы здесь ни пытались использовать различных “контактеров”, толку не было. Однажды даже забавно получилось: одна известная украинская дама, ясновидящая, когда мы показали фотографию человека, определила, что он находится в больнице в Хабаровске. А фотография была человека давно уже умершего. Хотя в принципе мы не отвергаем подобного рода помощь.
- Имеете ли вы право использовать в ходе следствия данные, полученные при прослушивании телефона, записей на диктофоне, видеокассет, когда съемка велась скрытой камерой?
- В розыскной деятельности УВД проведение таких мероприятий при наличии определенных оснований является законным, реализуется в уголовном деле, используется как доказательства. Но для этого надо обязательно соблюсти установленные законом процедуры.
- Почти четверть века вы связаны с уголовными делами, наверное, за это время перестали чему-либо и удивляться?
- Каждый раз, когда я по делу сталкиваюсь со случаями насилия над женщиной, с убийством детей, меня это зверство потрясает до глубины души. Невозможно остаться равнодушным. морально работать тяжело.
- Раньше говорили, жизнь - копейка. Какова же сегодня цена человеческой жизни?
- В принципе убить могут и за бутылку водки, и за спичечный коробок, и за тысячи долларов...
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток"