Губернаторы всех регионов, объединяйтесь!
Последнее заседание Совета федерации, прошедшее на минувшей неделе в Москве, не было шумным. Сенаторы не кричали, как депутаты Госдумы, об отрешении президента от должности, не требовали послать правительство в отставку и не принимали каких-нибудь одиозных законов, подобных закону о пограничном налоге.
Последнее заседание Совета федерации, прошедшее на минувшей неделе в Москве, не было шумным. Сенаторы не кричали, как депутаты Госдумы, об отрешении президента от должности, не требовали послать правительство в отставку и не принимали каких-нибудь одиозных законов, подобных закону о пограничном налоге.
Однако это заседание высшей палаты федеральной законодательной власти с особой силой продемонстрировало наметившуюся тенденцию единения позиций региональных лидеров, и это единение может в будущем оказать серьезное влияние на развитие ситуации в экономике страны.
Как рассказал корреспонденту “В” возвратившийся из Москвы губернатор Приморья Евгений Наздратенко, именно экономические проблемы, по сути одинаковые для всех регионов страны, становятся основой губернаторского объединения.
“Сегодня, - считает Евгений Наздратенко, - для большинства региональных руководителей стало ясным, что избранный путь экономических реформ ведет в тупик. Ваучерная приватизация обернулась фактически бесплатной раздачей государственной собственности, но эта собственность не стала достоянием простых граждан России, а была за бесценок получена нуворишами и иностранными банками. Главные базовые отрасли, на которых держится вся экономика - энергетика, транспорт и добывающая промышленность, - акционированы и теперь монопольно диктуют вертикальный рост цен на свою продукцию. Начало реформ в этих отраслях сопровождалось увещеваниями из Москвы: приватизация необходима, поскольку стоимость киловатта, перевозок и сырья у нас занижена по сравнению с мировыми ценами. Сегодня мировые цены давно перекрыты, а вероятность того, что их рост когда-то остановится, даже в ближайшей перспективе не просматривается. В итоге производство сокращается, доходов у предприятий нет, налоги собирать не с кого”.
Евгений Наздратенко напоминает, что о бездумности приватизации он говорил еще 3 года назад, однако тогда идея частной собственности на средства производства была настолько самодовлеющей, что вряд ли кто задумывался о последствиях.
“А сегодня я получаю из Москвы письмо от министра промышленности о бедственном положении комбината “Дальполиметалл”. В нем для меня “открывают Америку” - нерентабельность работы комбината объясняется высокими тарифами на электроэнергию, отдаленностью расположения, что вызывает увеличение расходов на доставку продукции... А что, разве это было непонятно 3 года назад? Теперь за спиной 3 года людских мучений, развал высокотехнологичных производств, фактическое уничтожение поселков и городов провинции...”
Сегодня члены Совета федерации - а это в основной массе главы администраций краев и областей, председатели региональных законодательных органов - практически единодушны в оценке нынешних результатов рыночных реформ. И эти оценки во многом созвучны резким заявлениям приморского губернатора.
Совет федерации на прошедшем заседании в основном сосредоточился на проблемах социально-экономического положения страны и ее безопасности - как экономической, так и стратегической. Слушания по вопросам взаимоотношений с НАТО и Китаем были закрытыми и носили скорее информационный и подготовительный характер - перед членами СФ выступил министр иностранных дел России Евгений Примаков. Евгений Наздратенко, однако, не стал подробно рассказывать об этих внешнеполитических слушаниях, сославшись на их закрытый характер.
Важнейшей же темой было рассмотрение хода выполнения правительством РФ постановлений Совета федерации по социально-экономическим вопросам - а именно принятое 17 октября постановления о ходе подготовки к зиме и датированного 10 ноября - о мероприятиях правительства РФ по ликвидации задолженности по зарплате, пенсиям и социальным пособиям.
Совет федерации пришел к печальному выводу: правительство не справляется с промышленным и финансовым спадом. И выход, предлагаемый региональными лидерами, формулируется достаточно нелицеприятно для сторонников радикальных рыночных реформ - необходим возврат к частичному огосударствлению базовых отраслей экономики. Нижегородский губернатор Борис Немцов, прославившийся целенаправленной приверженностью к абсолютному рынку, нынче придерживается взглядов, совершенно противоположных своим прежним убеждениям: он требует вернуться к единому и приемлемому для промышленности энерготарифу, установить централизованные цены на транспортные перевозки. Не правда ли, похоже на заклинания, несущиеся из Владивостока?
Заклинания заклинаниями, но все больше экономика становится заложницей политики. Нестабильная ситуация в высших эшелонах исполнительной власти, закулисная борьба между властными кланами ставят перед правящей элитой задачу создать на будущее базу поддержки. И этой базой в первую очередь является Москва. За ее политическую благонадежность борются экономическими методами - всевозможные налоговые, таможенные и тому подобные льготы сыплются на столицу как из рога изобилия. Однако происходит все это за счет регионов: в итоге дальневосточная рыба стоит в Москве дешевле, чем во Владивостоке или Петропавловске-Камчатском.
В любом случае осознание этих обстоятельств становится все более общим для региональных руководителей, и губернаторы начинают объединяться для решения одних и тех же проблем. И если это объединение еще не несет в себе какого бы то ни было организационного признака, то идеологическое единение - уже налицо.
Автор: Владимир ОЩЕНКО, “Владивосток”