И больно мне теперь за бывший завод "Стройдеталь"
Приехав в Большой Камень в 1972 году молодым специалистом, я начал трудовую деятельность на заводе "Стройдеталь" треста "Примортранс-строй". В ПТС входили три строительных управления, автобаза, управление механизации (РПБ) и база КМТС (УПТК), находящиеся на территории поселка. Большой Камень строился, с каждым годом становился все красивее и красивее. Огромную роль в росте и благоустройстве поселка играл завод "Стройдеталь", который в те годы и сам строился и развивался: готовился к эксплуатации деревообрабатывающий цех, внедрялась 125-я серия крупнопанельных домов. Продукция завода поставлялась во Владивосток (СУ-406), Зарубино (ПСМО-25), Славянку, Уссурийск, Анисимовку. Керамзит, выпускающийся на заводе на специальной керамзитной печи, на которой можно было получить дешевый перегретый пар, поступал даже в Хабаровск. "Стройдеталь" пользовалась большим авторитетом у заводов края и Дальнего Востока.
Приехав в Большой Камень в 1972 году молодым специалистом, я начал трудовую деятельность на заводе "Стройдеталь" треста "Примортранс-строй". В ПТС входили три строительных управления, автобаза, управление механизации (РПБ) и база КМТС (УПТК), находящиеся на территории поселка. Большой Камень строился, с каждым годом становился все красивее и красивее. Огромную роль в росте и благоустройстве поселка играл завод "Стройдеталь", который в те годы и сам строился и развивался: готовился к эксплуатации деревообрабатывающий цех, внедрялась 125-я серия крупнопанельных домов. Продукция завода поставлялась во Владивосток (СУ-406), Зарубино (ПСМО-25), Славянку, Уссурийск, Анисимовку. Керамзит, выпускающийся на заводе на специальной керамзитной печи, на которой можно было получить дешевый перегретый пар, поступал даже в Хабаровск. "Стройдеталь" пользовалась большим авторитетом у заводов края и Дальнего Востока.
Сейчас я работаю на другом предприятии Большого Камня. До сих пор горько мне осознавать, что завод "Стройдеталь" перестал существовать, практически стерт с лица земли, от него осталось лишь одно название - в памяти большекаменцев и его бывших деловых партнеров. От бывших высокопроизводительных цехов сохранились одни стены, оборудование порезано на металлолом и увезено в Китай или Корею (хотя завод в Комсомольске-на-Амуре, где собирался и обрабатывался металлолом, во время экономических перемен вынужден был прекратить свою деятельность). Все оборудование "Стройдетали" пошло на благополучие теперешних господ.
По моим воспоминаниям и воспоминаниям моих бывших коллег, директор завода тех лет Валерий Иванович Нехороших убеждал нас, что наше предприятие больше никому не нужно, оно стало убыточным. И было нам непонятно ни тогда, ни сейчас, какое право имел человек, не вложивший в строительство завода почти ни копейки, тогдашний коммунист, снимавшийся с партийного учета и тем самым доказывающий, что он честный человек, позволить распродать государственное оборудование, принадлежащее "Стройдетали"?
Кто сегодня ответит за развал крупного и известного на Дальнем Востоке предприятия, которое работало на благо Большого Камня и его жителей, которое строилось и развивалось на его средства и его силами и которое сегодня разграблено, распродано ради тех, кто на основе экономического развала строит собственное благополучие?
Автор: Сергей ПАВЛОВ, специально для "В"