Побег из Пусана
Настоящая детективная история с погоней и попытками взятия на абордаж приключилась на рейде южнокорейского порта Пусан. Два российских экипажа из Приморья спасли для Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота современные супертраулеры.
Настоящая детективная история с погоней и попытками взятия на абордаж приключилась на рейде южнокорейского порта Пусан. Два российских экипажа из Приморья спасли для Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота современные супертраулеры.
Вот что поведал корреспонденту "В" заместитель внешнего управляющего предприятием Кирилл Еловский. СРТМ "Капитан Чернов" и СРТМ "Технолог Саркисов" находились в оперативном управлении у одного из бывших структурных подразделений ВБТРФ - вначале хозрасчетной, а потом и полностью самостоятельной фирмы ООО "Дальморе". В прошлом году она отправила несколько действующих судов за границу под благовидными предлогами. Оба траулера-морозильщика оказались в Пусане и даже какое-то время находились на ремонте.
Почувствовав, что рыболовецкий флот "уходит на сторону" и может быть навсегда потерянным для России, руководство ВБТРФ на законных основаниях стало предпринимать меры для возвращения в собственность всех угнанных за рубеж теплоходов. Начались судебные тяжбы, причем в большинстве случаев все решения судебных органов были в пользу истинного владельца судов. Неоценимую поддержку здесь оказала краевая администрация и ее комитет рыбного хозяйства. Непосредственное участие в защите прав владивостокских рыбаков принял губернатор Приморья Евгений Наздратенко, а уже с его подачи и Госкомитет РФ по рыболовству вместе с министерством сельского хозяйства и продовольствия.
В декабре прошлого года Верховный суд России поставил окончательную точку в споре за владение рыболовецким флотом. Во Владивосток под родной флаг должны были вернуться аж 12 современных судов.
Тем временем в мае и июле 1989 года “Капитан Чернов” и “Технолог Саркисов” попадают в Республике Корея под арест. Вначале свои претензии по морскому залогу выставила компания из Пусана “Восток Шипинг” на сумму в 1 миллион 600 тысяч долларов США. Спустя некоторое время свой иск уже на 9 миллионов американских долларов предъявила компания “Фолкленд Инвестменд”, зарегистрированная в Либерии.
ВБТРФ предъявленные долги не признала. Наибольшую агрессивность за это время показала “Фолкленд Инвестменд”, каким-то образом связанная с представителями бывшего руководства базы. Эта компания на основании “необоснованных” документов, к тому не подтвержденных оригиналами, стала добиваться присвоения четырех теплоходов. Чтобы тут же продать их на сторону.
По двум из них - “Капитану Чернову” и “Технологу Саркисову” даже состоялось пять аукционов. К счастью, для России они больше напоминали акцию угрозы, и реальных покупателей не было. Однако к середине сентября ситуация изменилась. Нашлись реальные рыболовецкие фирмы, готовые по дешевке купить супертраулеры, чтобы после ремонта отправить их на свой промысел.
Поэтому в Пусан отправились представители нынешнего руководства ВБТРФ. На месте они сумели договориться с “Восток Шипинг”. Эта компания сняла арест с теплоходов и отозвала из корейских судебно-исполнительных органов решение о наблюдении и сохранении судов. Две ведущие адвокатские конторы Республики Корея сумели обеспечить правовую защиту ВБТРФ в местных судебных инстанциях. Большую помощь на этом этапе оказала южнокорейская агентская компания “Навигатор”. Обе стороны договорились, что “Восток Шипинг” со временем получит деньги, но только за реально выполненный когда-то ремонт.
А вот у “Фолкленд Инвестменд” документов на подтверждение ареста не было вовсе. К тому же эта компания не подтвердила решение о наблюдении и сохранении судов. Зато на 27 сентября, понедельник, назначила торги по продаже траулеров-морозильщиков. 23 сентября на борт российских СРТМ поднялись сокращенные экипажи из 13 штурманов, механиков и мотористов во главе с самыми опытными капитанами ВБТРФ Павлом Стеблиным и Владимиром Петрушечкиным, каждый из которых отработал на предприятии более 30 лет. Моряки осмотрели ходовое оборудование судов и пришли к неутешительному выводу. Оба теплохода находились в плачевном состоянии.
В течение двух последующих суток экипажи без сна и отдыха занимались ремонтом всех установок. Опять же с помощью “Навигатора” удалось заправить суда топливом, маслом и водой. Представители “Фолкленд Инвестменд” направили на борт супертраулеров агентов частной охранной компании. Однако дальше трапа их не пустили. Те обратились с жалобой в полицию порта. Но поскольку у частных охранников отсутствовали документы об аресте, решение о наблюдении и сохранении судов, то полицейские посоветовали соотечественникам оставить русских в покое.
25 сентября в Республике Корея отмечали один из своих национальных праздников со всеми вытекающими последствиями. Вечером этих суток оба экипажа отдали швартовы и отошли от причала. Им удалось беспрепятственно выйти из гавани Пусана. А дальше началась погоня. “Фолкленд Инвестменд” заявила властям береговой охраны Республики Корея о том, что “пираты” у них украли супертраулеры и угнали их в открытое море. Те, не вдаваясь в подробности, снарядили пять (!) кораблей и катеров морской полицейской службы.
Около 21.00 по местному времени морской патруль догнал “Капитана Чернова” и “Технолога Саркисова”. Вначале полицейские через радиоэфир потребовали застопорить ход и лечь в дрейф, под конвоем вернуться на рейд Пусана и встать на якорную стоянку для дальнейшего разбирательства. Русские моряки ответили отказом и продолжали движение. Патрульные корабли на ходу предприняли несколько попыток сблизиться с СРТМ, дабы высадить штурмовые группы. Капитаны Павел Стеблин и Владимир Петрушечкин ловкими маневрами каждый раз умело уходили от сближения. Все попытки взять русских на абордаж закончились провалом.
Тогда полицейские начали стопорить наших моряков, выставляя свои корабли прямо на пути СРТМ. Но и этот фокус не удался. Дальше последовала угроза применения оружия. И хотя пушки на палубе кораблей береговой охраны были в зачехленном состоянии, вдоль бортов встали вооруженные автоматами люди. Однако применить оружие на поражение они не рискнули. Спустя четыре часа “Капитан Чернов” и “Технолог Саркисов” сумели выйти за 12-мильную зону территориальных вод Республики Корея. Корабли береговой охраны тут же потеряли к нашим судам всякий интерес и вернулись в свой порт. Кстати, пока велась погоня в море, несколько сотрудников агентской компании “Навигатор” были арестованы и препровождены для допросов в полицейский участок. После выяснения всех обстоятельств дела их с извинениями отпустили.
На прошлой неделе российские моряки победителями вернулись в родной порт и пришвартовались у причалов Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота на мысе Чуркина. Теперь оба СРТМ ожидает ремонт в Диомидовском судоремзаводе. Уже через месяц они должны отправиться в Охотоморскую экспедицию на промысел трески и палтуса. Губернатор Приморья Евгений Наздратенко пообещал рыбакам добиться выделения квот до конца текущего года на вылов морепродуктов – специально под вернувшиеся в Россию суда.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"