Сначала получите квоты, потом приобретайте суда

Объемы промышленных квот на вылов водных биоресурсов в 2000 году для приморских рыбаков станут известны в начале ноября, когда произойдет распределение их между регионами Дальнего Востока, но уже сейчас можно предположить, что они будут значительно ниже возможностей их освоения. Об этом как раз и шла речь на Дальневосточном научно-промысловом совете (ДВНПС), в котором принимали участие представители Госкомрыболовства, региональных рыбхозсоветов, органов рыбоохраны, ученых ВНИРО и региональных отраслевых институтов.

28 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №665 от 28 сент. 1999

Объемы промышленных квот на вылов водных биоресурсов в 2000 году для приморских рыбаков станут известны в начале ноября, когда произойдет распределение их между регионами Дальнего Востока, но уже сейчас можно предположить, что они будут значительно ниже возможностей их освоения. Об этом как раз и шла речь на Дальневосточном научно-промысловом совете (ДВНПС), в котором принимали участие представители Госкомрыболовства, региональных рыбхозсоветов, органов рыбоохраны, ученых ВНИРО и региональных отраслевых институтов.

Ими было отмечено, что в текущем году продолжилось падение вылова водных биоресурсов в Дальневосточном бассейне. Уровень добычи снизился по сравнению с прошлым годом на 19 процентов, или на 333,7 тыс. тонн. Основными причинами этого стали сокращение промышленной квоты минтая в Охотском море на 27,2 процента, худшая, по сравнению с прошлым годом, обстановка в Беринговом море, а также уменьшение вылова охотоморской сельди в преднерестовый и нерестовый периоды, что связано с тяжелыми гидрометеорологическими условиями в районе промысла. Вылов за путину сократился по крупнотоннажному флоту на 18 процентов, а по среднетоннажному – в 1,8 раза. В Беринговом море также обстановка складывается неудовлетворительно.

Что ожидает рыбаков в 2000 году? По предварительной оценке, состояние запасов водных биоресурсов в 2000 году в сравнении с 1999 годом значительно снизится. Особенно резкое сокращение возможно по запасам минтая в Охотском и Беринговом морях. Продолжают снижаться запасы трески, наваги, а также сельди. Так, в проекте общих допустимых уловов (ОДУ) на 2000 год, представленном на ДВНПС, заложено снижение минтая в Беринговом море на 102 тыс. тонн, на Камчатке - на 76 тыс. тонн, на Северных Курилах - на 20 тыс. тонн, в Охотском море - на 85 тыс. тонн. Если в прошлые годы приморским рыбакам удавалось осваивать остатки квот других регионов на вылов минтая, то сейчас такой возможности нет, так как все осваивают свои лимиты.

Кроме того, значительно снижаются запасы крабов в районе Приморья, где требуется резкое уменьшение промыслового пресса и усиление охраны. В связи с этим еще весной Приморский рыбохозяйственный совет принял решение о запрещении образования новых краболовных компаний. Приобрести краболовные суда можно только взамен списываемых.

В связи с сокращением квот ДВНПС рекомендовал ориентировать рыбопромышленников на увеличение добычи недоиспользуемых объектов: мойвы, лемонемы, вернуться к добыче сайры, скумбрии, ставриды и возобновить промысел в открытой части Тихого океана и в зонах иностранных государств.

При распределении квот между пользователями края будут учитываться допущенные в 1999 году нарушения правил рыболовства, таможенного и природоохранного законодательств, задолженность по платежам в бюджеты и фонды всех уровней. Удовлетворить заявки на квоты 2000 года не представляется возможным, поэтому рыбакам необходимо будет планировать выставление своего флота на изъятие только тех квот, которые будут выделены для освоения Приморским рыбхозсоветом. Все квоты распределяются полностью, резерва не будет.

Сырьевая база традиционных объектов промысла на пределе, имеющиеся рыбодобывающие мощности по своим возможностям значительно превосходят ее. Поэтому руководители вновь образуемых рыбодобывающих компаний должны, прежде чем приобретать суда, внимательно разобраться с ситуацией по обеспечению лимитами, чтобы не обрекать их на простои. Зачастую же все происходит наоборот: сначала приобретается судно, а уж потом выясняется, что работать ему не на чем.