Погасить “Огни” не удастся!
Шквал банкротств, пронесшихся за последние несколько лет над предприятиями рыбного хозяйства края, нанес непоправимый ущерб отрасли. Даже налоговая полиция затрудняется дать точную оценку последствиям “второго этапа приватизации”, как иногда называют процедуру финансовой несостоятельности, подчеркивая ее грабительский характер, и лишь приблизительно обозначила сумму потерянных налоговых платежей в один миллиард долларов. Прибавьте к этому сотни потерянных рабочих мест, опустевшие поселки, разграбленные цеха…
Шквал банкротств, пронесшихся за последние несколько лет над предприятиями рыбного хозяйства края, нанес непоправимый ущерб отрасли. Даже налоговая полиция затрудняется дать точную оценку последствиям “второго этапа приватизации”, как иногда называют процедуру финансовой несостоятельности, подчеркивая ее грабительский характер, и лишь приблизительно обозначила сумму потерянных налоговых платежей в один миллиард долларов. Прибавьте к этому сотни потерянных рабочих мест, опустевшие поселки, разграбленные цеха…
Сегодня процедура банкротства введена более чем на 200 предприятиях края. Выживают после нее считанные единицы и, как правило, благодаря поддержке государства в лице краевой и муниципальных администраций. Недавно ситуация, сложившаяся на еще одном рыболовецком предприятии – тернейском колхозе “Огни”, обсуждалась на совещании у губернатора Евгения НАЗДРАТЕНКО. По его указанию в поселке состоялось совместное заседание наблюдательных советов по антикризисному управлению при губернаторе Приморья и главе районной администрации. Обсуждались меры по предотвращению введения конкурсного управления в “Огнях”, которое неизбежно повлечет за собой окончательную распродажу имущества колхоза, считающегося градообразующим производством для северного поселка Приморья. В 1992-93 гг. от “Огней” в районный бюджет поступало доходов больше, чем от “Тернейлеса”
КРИЗИС РУКОВОДСТВА
Тернейские “Огни” повторили судьбу многих рыбацких колхозов края, окунувшихся в пучину экономических преобразований. Все здесь складывалось в “лучших” традициях рынка по-российски. Опьянение свободой закончилось горьким разочарованием, когда Арбитражный суд два года назад по иску одного из кредиторов предприятия – компании “Ладога” ввел внешнее наблюдение. Бывший в не самые плохие для колхоза времена, с 1987 до 1994 года, его председатель, а ныне директор одной из небольших фирм по прибрежной ловле ООО “Сарма” Владимир СМОЛКО считает, что банкротство в “Огнях” было создано искусственно: “Стоимость основных фондов намного превышала задолженность. Долги были по налогам и с возвращением кредита. Но за добытую продукцию нам были должны гораздо больше”.
По словам председателя колхозного правления Сергея СКУЛКИНА, за год внешнего управления колхозу была предъявлена задолженность в 1 миллион долларов. Посторонним организациям, а проще говоря, в неизвестном направлении ушло более 20 единиц автотранспортной техники, пилорама, хозяйственные постройки, вывезено имущества на миллион рублей. Долг по заработной плате вырос на 600 тысяч рублей и достиг 3 миллионов.
После первого внешнего управляющего КУЧЕРА на эту должность был назначен Алексей ОСТРОВСКИЙ. Унылые и, наверное, от уныния же не всегда трезвые лица колхозников, разворованный берег, затонувшие у причалов корабли, судя по всему, произвели на него гнетущее впечатление. Недолго думая, Островский перевел административную контору и флот “Огней” во Владивосток, объясняя это тем, что в краевом центре с судоремонтом и со сбытом продукции попроще. Аргументы внешнего управляющего совершенно не устраивают оставшихся в Тернее колхозников, многие из которых были г-ном Островским уволены за то, что, по его словам, работать не хотели.
Полностью солидарен с внешним управляющим глава муниципального образования Тернейский район Владимир УСОЛЬЦЕВ. Он сам - выпускник курсов внешних управляющих, которые окончил, будучи на излечении в одной из больниц краевого центра после укуса энцефалитного клеща. Считает, что банкротство в “Огнях” было введено очень своевременно: “Банкротства избежать было невозможно уже летом 1994 года, - говорит Владимир Усольцев, - я понял, что надо уводить предприятие “под крышу” закона, потому что никто не имеет право во время банкротства забирать основные фонды и, в первую очередь, суда. Мы могли за две путины вывести предприятие из тупика. Но первая же путина оказалась неудачной, возникли проблемы”.
Сейчас, радостно заявляет тернейский глава, все хорошие специалисты находятся во Владивостоке, готовят суда, а те, кого выгнали, шатаются по поселку. “Их выгнали два - три года назад за хищения, всевозможные административные нарушения, пьянки. И этим безработным сочувствовать не приходится”, - замечает Усольцев и в доказательство расписывает все прелести богатой тернейской рыбалки и охоты, способных обеспечить пусть не райские, но вполне приемлемые условия жизни для оставшихся в поселке колхозников.
С главой районной администрации не первый год спорит председатель местной думы Сергей КУРЧИНСКИЙ: “Сейчас же голову ломаем, где найти деньги, чтобы обеспечить брошенную на произвол судьбы колхозную инфраструктуру, накормить более тысячи человек населения. Местные власти обязаны трудоустроить людей, а не взваливать на них всю вину. Грамотный руководитель не только деньги умеет считать, но и человеческие души понимает. Не стало умелого хозяина, последовали массовые увольнения. Неудивительно, что люди ударились в воровство, пьянство”. Председатель районной думы убежден, что управление колхоза должно вернуться в Терней.
Нельзя не согласиться с председателем комитета рыбного хозяйства администрации края Владимиром СИДОРОВЫМ, заметившим на заседании наблюдательного совета, что у колхоза “Огни” одна беда – кризис руководства, кризис управления. В производственном отношении у колхоза не должно быть проблем – предприятие и до и во время внешнего управления наделялось квотами в достаточном количестве. На нынешний год лимит “Огней” по минтаю составил почти 11 тысяч тонн, треске – 650 тонн, сельди – 3 тысячи тонн, камчатскому крабу – 60 тонн, другим видам краба – более 30 тонн. Объемы квот практически не сократились. Колхоз сохранил семь добывающих судов, конечно, порядком изношенных, но способных выходить на путины. По итогам прошедшей зимней путины флот “Огней” сработал выше среднего результата по крайрыбакколхозсоюзу. “Если с точки зрения производства выгоднее держать флот во Владивостоке, там достаточно создать представительство колхоза. Но управление должно находиться в поселке, где живут люди и их семьи”, - считает Сидоров.
“КРЫША”
С введением процедуры банкротства “Огни”, похоже, действительно получили “крышу”, но не закона, как на это наивно рассчитывал глава Усольцев. Небескорыстный интерес к судьбе колхоза, а точнее, к его имуществу проявляют некоторые деловые партнеры внешнего управляющего. “Нетрудно догадаться, кто метит в будущие владельцы колхоза, особенно если учесть, что с Островским очень плотно работают доверенные лица Промстройбанка, в частности, представители фирмы “Торговая компания Приморья”, - считает Сергей Скулкин.
Причины бедствий “Огней” и его неумолимого приближения к конкурсному производству становятся более понятными, если учесть причастность к делам колхоза Сергея ЛОКТИОНОВА, известного в крае в качестве супруга председателя Арбитражного суда Приморья. Рядовой колхозник, спьяну утащивший ржавую железку с брошенного мотобота, наверняка удивился бы, узнав, какие солидные господа на самом деле заправляют его родным предприятием и в каких масштабах происходит разграбление колхозной собственности. Хотя, судя по сообщениям СМИ о заграничном счете Локтионовых, обнаруженном в одном из крупнейших банков Нью-Йорка, человек он не бедный. И думается, в старости ему не придется скромно жить на мизерную пенсию, в отличие от тернейских пенсионеров.
По словам одного из учредителей “Торговой компании Приморья” (ТКП), а также бывшего заместителя Островского (сам внешний управляющий этот факт признавать категорически отказывается) Александра НУШТАЕВА, именно Локтионов способствовал сотрудничеству ТКП с внешним управляющим “Огней”.
По словам Нуштаева, все полномочия по управлению финансово-хозяйственной деятельностью колхоза, а также половина его кредиторской задолженности на данный момент сконцентрированы у ТКП. Дело за малым – объявить конкурсное производство (по сложившейся традиции, Арбитражный суд Приморского края с этой процедурой долго не затягивает), и основная часть колхозного имущества, в том числе суда, перейдет в собственность другой фирмы. Ею, может, и не будет именно “Торговая компания Приморья”, но какая-нибудь “дружественная фирма” непременно найдется.
Известно, что письмо Александра Нуштаева с изложением подробностей захвата “Огней” “Торговой компанией Приморья” направлено в высокие властные инстанции. С трудом верится, что оно кардинально изменит ситуацию на далеком тернейском берегу. Увы, отечественное законодательство позволяет сегодня довести до банкротства каждое второе в России предприятие, уйти от ответственности за его разграбление непрофессионалам – внешним управляющим, распродать за бесценок годами создаваемое имущество, безнаказанно грабить целые производства, оставляя безработными сотни людей.
* * *
Неделю назад, когда ситуация, сложившаяся в колхозе “Огни”, обсуждалась на совещании у губернатора, Евгений Наздратенко поставил задачу – не допустить распродажи колхоза в ходе конкурсного управления. Приморскому губернатору не впервые приходится вмешиваться в процессы банкротства. И хотя его полномочия жестко ограничены президентским указом, содействие Наздратенко помогло предотвратить банкротство рыболовецкого колхоза “Новый мир”, сыграло роль в заключении мирового соглашения между кредиторами “Приморрыбпрома”. Нашлась управа и на судебных приставов, слишком увлекшихся продажей имущества еще одного рыболовецкого колхоза “Первое Мая”. Пока у колхозников “Огней” появилась лишь надежда, что и на их предприятии будет наконец-то приостановлен губительный процесс банкротства. По-настоящему возродить же рыболовецкое хозяйство в Тернее сможет хозяин, с которым колхозу до сих пор почему-то не везет.
Но первый шаг сделан – участники заседания наблюдательного совета решили добиваться продления процедуры внешнего управления. Для наведения порядка в финансово-хозяйственных делах колхоза нужно выиграть время. Ходатайствовать об этом согласился, хотя и без большого энтузиазма, глава муниципального образования Владимир Усольцев. К нему присоединятся кредиторы со стороны государства и краевая администрация. Алексей Островский также пообещал в меру сил благому делу содействовать. “Я понимаю, - сказал он, - что конкурсное управление означает распродажу флота, и не хочу этого”. Со стороны председателя комитета рыбного хозяйства администрации края Владимира Сидорова последовало предупреждение – если управление колхоза не будет переведено в Терней, последуют адекватные меры вплоть до ограничения квот. Вот только вряд ли эти аргументы играют какую бы то ни было роль для господ, уже нацелившихся поживиться за счет колхозного имущества.
Автор: Полина ФИЛАТОВА, специально для "В"