Северный завоз заморозили до края
Без сомнения, этот рейс войдет в историю. Впервые в мировой практике ледокол следует через канадскую Арктику и тащит за собой плавучий док. Уникальную операцию осуществляет ледокол “Адмирал Макаров” Дальневосточного морского пароходства. На двухтросовой сцепке за ним следует док водоизмещением в 27 тысяч тонн, длиной в 200 метров и шириной в 43 метра.
Без сомнения, этот рейс войдет в историю. Впервые в мировой практике ледокол следует через канадскую Арктику и тащит за собой плавучий док. Уникальную операцию осуществляет ледокол “Адмирал Макаров” Дальневосточного морского пароходства. На двухтросовой сцепке за ним следует док водоизмещением в 27 тысяч тонн, длиной в 200 метров и шириной в 43 метра.
Моряков-дальневосточников вновь ждут рейсы спасенияС прицепом за кормой
Первая часть пути от Петропавловска-Камчатского прошла без особых проблем, сообщил “В” начальник службы ледокольного флота ОАО “ДВМП” Филипп Полунин. Однако сейчас началось самое трудное. “Адмирал Макаров” прошел через море Бофорта в залив Амундсена. Здесь он столкнулся с ледовыми полями. Их толщина вместе с торосами достигает трех метров. Пока что метеорологические сводки благоприятствуют походу, лед еще не спрессовался и не является многолетним. Юго-восточный ветер со скоростью 7 метров в секунду не дает ему прижаться к берегу. Ледокол без остановки проламывает заграждения и на короткой спарке в 200 метров (в открытом море длина троса достигала 700 метров) тащит за собой громадину-док. Скорость для таких условий вполне нормальная – до 3 узлов. Из-за падающего снега ухудшилась видимость.
В дальнейшем навигационная обстановка должна резко ухудшиться. Толщина льда значительно увеличится. Особенно в проливах Дис и Виктория. К сожалению, у российских моряков нет опыта работы в этих широтах канадской Арктики. Единственным из ледоколов пароходства там уже бывал “Капитан Хлебников” с туристами на борту. Но ведь у него не было за кормой такого объемного и массивного груза. Между тем экипаж “Адмирала Макарова” смотрит на переход весьма оптимистично. С большей тревогой ожидают выход в начале ноября в северную часть Атлантического океана. Осенью в тех местах дуют порывистые штормовые ветры, и морякам придется сполна проявить свое мастерство и профессионализм для благополучного перехода к Багамским островам.
Не ложатся на курс
Пока служба ледокольного флота ДВМП реализует коммерческий проект, можно смело заявить, что навигация в российской Арктике вновь провалена. И опять не по вине пароходства, ведь оно до сих пор держит наготове более десятка грузовых судов усиленного ледового класса. Однако в настоящий момент в северных широтах находится всего пять плавсредств.
В Провидении под парами стоит ледокол “Красин”, он готов осуществить необходимую проводку любого каравана в восточной части Арктики. В проливе Лонга находятся теплоход “Анадырь” и дизель-электроход “Василий Головнин”. Оба судна ждут улучшения погодных условий на северном побережье Чукотки, чтобы стать под грузовые операции в порту Мыс Шмидта. На них будут грузиться вооружение и военное снаряжение 99-й мотострелковой дивизии для отправки на “большую землю”. К Мысу Шмидта также направляется танкер “Надым” с мазутом и дизельным топливом на борту. Еще один теплоход следует из порта Восточного в Певек с партией груза для геологических партий и предприятий горнорудной промышленности. Даже с большой натяжкой это нельзя назвать арктической навигацией.
Колет лед прокуратура
И это несмотря на то, что проблема северного завоза стоит на особом контроле в правительстве России. Несколько дней назад первый вице-премьер Николай Аксененко провел заседание комиссии по оперативным вопросам. На ней он отдал распоряжение всем заинтересованным министерствам и ведомствам принять все меры для выполнения запланированных поставок продовольствия, нефтепродуктов и угля, строительных материалов в районы Крайнего Севера.
Минфин, Минтопэнерго, министерство по налогам и сборам, Госкомсевер совместно с нефтяными компаниями разработали схему финансирования поставок нефтепродуктов на отдаленные территории. Для этой цели в Москве найдены дополнительные средства (ровно 1 миллиард рублей), заключаются договоры. Однако груза в портах Приморского и Хабаровского краев как не было, так и нет. Нефтепродуктов завезено вдвое меньше необходимого, чуть больше половины от запланированного доставлено угля. А продовольствия и вовсе отправлено на 25,1 процента. Темпы нынешнего северного завоза отстают от прошлого провального года.
Хуже всех обстоят дела с поставкой грузов в Чукотском автономном округе. И вот что удивительно, местные власти в Анадыре совершенно не заинтересованы в развитии завершающейся арктической навигации. Они лишь просят много денег у правительства России. А губернатор Чукотки Александр Назаров как-то обмолвился, что для них выгоднее завозить все товары с Аляски на американских же теплоходах.
Видимо, поэтому северным завозом заинтересовался генеральный прокурор России Владимир Устинов, о чем и сообщил во время своего сентябрьского посещения Владивостока. Однако пока разбирательства доведут до логического завершения, вновь наступит зима. Как и в прошлом году, северные поселки начнут замерзать без топлива, а люди будут голодать. И, видимо, опять Дальневосточное морское пароходство будет вынуждено организовывать рейсы спасения, когда в экстремальных условиях морякам придется проявлять героизм и завозить во льдах грузы для спасения северян.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"