Пешеходный переход - впору грудью на капот
С тех пор, как был изобретен автомобиль, человечество разделилось на две части: одни совершают движение в нужном направлении на колесах, другие - пешком. Именно тогда один из главных постулатов философии - единство и борьба противоположностей - получил дополнительное подтверждение. А Владивосток вообще в этом отношении уникален. Вряд ли есть где-то еще такое количество автомобилей на душу населения, а значит, занятых под парковку тротуаров, нарушенных правил дорожного движения, обиженных пешеходов
С тех пор, как был изобретен автомобиль, человечество разделилось на две части: одни совершают движение в нужном направлении на колесах, другие - пешком. Именно тогда один из главных постулатов философии - единство и борьба противоположностей - получил дополнительное подтверждение. А Владивосток вообще в этом отношении уникален. Вряд ли есть где-то еще такое количество автомобилей на душу населения, а значит, занятых под парковку тротуаров, нарушенных правил дорожного движения, обиженных пешеходов
Иду, курю...
А вот этого делать в некоторых местах нашего города не рекомендуется. Даже если вы увидели знак, запрещающий движение. Запросто можно получить толчок бампером или наезд на ногу. Можно, конечно, отделаться легким испугом. Как бабушка двухлетней Лизы, чья внучка беспечно прыгала на одной ножке, не оглядываясь по сторонам, на тротуаре набережной Спортивной гавани. Бабушка, заслышав шум, оглянулась и едва успела крикнуть: “Лиза!”, как несшийся от рыбного павильона к фонтану джип просвистел мимо девочки. На несколько мгновений женщина онемела, а потом, схватив ничего не подозревающую малышку, едва ли не бегом побежала с набережной, подальше от опасного места.
Притчей во языцех стала улица, именуемая в народе Торговой. Автомобили, водители которых вовсю жмут на клаксоны (что, кстати, запрещено правилами дорожного движения без необходимости), чуть ли не давят ошалевших от такой наглости покупателей. “А вы знаете, что недавно здесь совершили наезд на гражданку Германии?” - спросили у меня в городской инспекции безопасности дорожного движения (пост дорожно-постовой службы расположен в самом начале Торговой). Да... Нам есть чем гордиться.
Торговая зона у магазина “1000 мелочей” тоже, между прочим, закрыта для проезда, что не помешало пышнотелой обладательнице RAVa подъехать вплотную к женщине с авоськой и, буквально оглушив последнюю сигналом, снисходительно улыбнуться в окно: “Внимательнее надо быть, тетя, вы ж не на поляне...”
Пешеходные переходы (на языке инспекторов ГИБДД “пешеходники”) - зона борьбы автомобилистов и простых смертных. Иногда в буквальном смысле. Здесь действуют по принципу “кто кого?” Люди стоят по полчаса, чтобы пересечь проезжую часть в законно обозначенном месте. Задача водителя - не дать им этого сделать. Понаблюдайте несколько минут, как это сделала я, за остановкой трамвая “Первая Речка”: плотный поток машин движется неумолимо, отдельные граждане, потеряв терпение, бросаются грудью на капот - спешат по своим делам. А однажды седой дедушка, потеряв терпение, в сердцах ударил тростью проносившуюся мимо машину... Но чаще всего пешеходам остается лишь поливать бранью тех, кто за рулем. Правда всегда у того, кто сильнее.
Исправить ситуацию решил сам президент. Он позаботился о правах пешеходов: 16 июля 1998 года вышел указ № 711 за его подписью, призванный обеспечить безопасность на дорогах, в том числе и пешеходов.
Гладко было на бумаге...
Как и положено, любой указ кто-то должен приводить в действие. Сотрудник батальона ДПС в серой форменной одежде - обязательный элемент городского пейзажа. Разумеется, есть службы, которые проводят обследование улиц и дорог, контролируют освещение и ограждение, ход ремонтных работ и своевременную установку знаков, но, выражаясь образно, начальник дороги - инспектор ДПС. Каждый пост осуществляет наблюдение за определенным участком, соответственно контролирует определенное число автомашин. Да вот беда, инспекторов сегодня на порядок меньше, чем должно быть. Количество автомобилей на дорогах города растет, а штаты в ГИБДД не пересматривались с 1994 года. Но если эту проблему на городском уровне не решишь, то более жесткий контроль за нарушителями инспекции вполне по силам. Пример тому - введение в начале этого года знаков на Светланской, запрещающих парковку автомобилей у ГУМа, “Зеленых кирпичиков”, филармонии, на кольце Первой Речки. Первое время попавшихся автолюбителей беспощадно штрафовали и приучили-таки соблюдать знаки. Сегодня, к сожалению, все вернулось на круги своя. На вопрос, почему нет жесткого контроля за движением на той же набережной Спортивной гавани, в ГИБДД мне ответили: ”Там не проезжая часть, и пока никого не сбили...” Слава богу, что не сбили! А вообще ужесточение требований соблюдения правил дорожного движения совпадает со временем очередного месячника, проводимого ГИБДД. В остальное время действует принцип “У каждой машины инспектора не поставишь!” Уповать же на сознательность автолюбителей не приходится - культура их поведения на дорогах близка к нулю. Между прочим, водители патрульных автомашин самой ГИБДД, увы, нарушают часто. Остается изобретать способы борьбы с этим явлением. Например, в некоторых местах проезжей части набить специальные металлические кнопки. Вообще-то их предназначение - обозначить разделительную черту или край проезжей части. Но у нас эти кнопки появляются прямо поперек оной. К примеру, на проспектах 100-летия, “Красного знамени”, на ул. Уборевича. Считается, что водитель должен замедлить скорость и плавно пересечь препятствие. Кое-где получилось как раз наоборот: у 38-й школы автовладельцы стали превышать скорость, чтобы пролететь над кнопками с ветерком. Рядом дети...
Справедливости ради надо сказать, что пешеходы тоже не всегда правы. И их тоже иногда воспитывают. Наверняка каждый из вас наблюдал, как в ходе операции “Пешеход”, которую регулярно проводит ГИБДД, то и дело раздаются трели свистков в районе площади Борцов за власть советов: непокорных пытаются направить в подземный переход, дабы пересекали Светланскую, где положено. Кого-то, может быть, заставят быть осторожнее следующие данные: с начала 1999 года совершено 606 наездов на пешеходов (в том числе и по вине последних), 34 из них закончились смертельным исходом.
Их разыскивает милиция
Вы наверняка не поверите, что в группе розыска городской ГИБДД нет своего автотранспорта. “Пешком, что ли, ходите?” - воскликнула я. “Так точно”, - услышала лаконичный ответ. Схема проста. Поступает сообщение, что совершен наезд на пешехода, водитель скрылся с места происшествия, инспектор на дежурной машине отправляется туда, производит замеры, устанавливает очевидцев (часто их не оказывается)... и отправляется на этой же дежурной машине назад. Все последующие действия - поиск свидетелей, поиск водителя, совершившего ДТП, поиск автомашины на стоянках или в иных местах - осуществляются пешком. Хотя преступление должно быть раскрыто в дежурные сутки. Но это в идеале. В действительности же около половины наездов на пешеходов, которые иногда заканчиваются смертельным исходом пострадавшего, остаются нераскрытыми. Наверняка “повиснет” случай, произошедший в 7 утра 28 августа на ул. Патриса Лумумбы. Пешеход скончался от полученных в результате наезда травм. Опрос, произведенный на ближайших стоянках, позволил выявить лишь марку автомашины, да и то предположительно. Больше ничего.
Некоторым совесть не позволяет умчаться восвояси, и они доставляют свою жертву в травмпункт. Но после этого испаряются со скоростью звука. Естественно, не каждому врачу придет в голову записать номер машины, пострадавший, находясь в шоке, также не всегда в состоянии его запомнить. Остается искать.
Между прочим, поиск тех, кто скрылся с места любой другой автоаварии, - тоже обязанность группы розыска. Словом, без работы это подразделение ГИБДД не останется. Для пущей ясности приведу цифры: по нормативам группа должна рассмотреть 375 дел, а только за 8 месяцев этого года с места происшествия скрылись 873 водителя.
Ударим совещаниями по авторазгильдяйству!
На встречу с командиром батальона ДПС Николаем Старинцом я прорывалась - не поверите - три дня! “На совещании...” - отвечали в различных кабинетах трех-
этажного здания ГИБДД города. Оно и понятно, где как не на совещании обсудить основные позиции нарушений правил дорожного движения, выяснить их причины, подвести итоги дня, разработать план на завтра, выявить очаги повышенной опасности на дорогах города, подготовить письмо в администрацию Владивостока? Несколько часов ежедневных совещаний - это вам не шутки. На частные вопросы про какие-то набережные времени не остается. Хотя мне показалось, что дело в другом. Когда неуловимый Николай Николаевич оказался в кабинете, побеседовать с ним мне так и не удалось: “Кто вы такая, я вас не знаю”, - звучал хорошо поставленный командирский голос. Мои попытки начать диалог не увенчались успехом: “Вас, журналистов, тыщи. Мы работаем не со всеми. Мне нужны те, кто помогает”. Надеюсь, что данный материал привлечет внимание к проблеме безопасности пешеходов, чем и поможет вам, Николай Николаевич.
Пока же, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Красноречивый пример тому - случай с журналистом “В”. На Торговой улице нашу коллегу сбил микроавтобус, двигаясь задним ходом. Получив многочисленные ушибы по явной вине водителя, она пыталась отстаивать свои права в суде. Виновник оказался не промах. Многочисленные разбирательства закончились короткой выпиской, из которой явствовало, что девушка сама бросилась под колеса микроавтобуса. Как говорится, комментарии излишни.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"