2. Черные дыры Охотского моря
России, можно сказать, крупно повезло. Так уж распорядилась природа, что дальневосточные берега омывают волны Охотского моря, в котором сосредоточено 70 процентов мировых запасов минтая и сельди. И именно промысел этих видов рыб лежит в фундаменте всего рыбохозяйственного комплекса нашего региона. Страшно даже представить, что произойдет, если из Охотоморья исчезнет минтай. коллапс для дальневосточных рыбаков! Порушится годами отработанная схема промысла, встанут на прикол сотни судов, тысячи людей потеряют работу, погасят свои огни многие прибрежные поселки.
России, можно сказать, крупно повезло. Так уж распорядилась природа, что дальневосточные берега омывают волны Охотского моря, в котором сосредоточено 70 процентов мировых запасов минтая и сельди. И именно промысел этих видов рыб лежит в фундаменте всего рыбохозяйственного комплекса нашего региона. Страшно даже представить, что произойдет, если из Охотоморья исчезнет минтай. коллапс для дальневосточных рыбаков! Порушится годами отработанная схема промысла, встанут на прикол сотни судов, тысячи людей потеряют работу, погасят свои огни многие прибрежные поселки.
Но самое печальное, что такой прогноз вполне может осуществиться. Ибо в природе в принципе нет безграничных ресурсов. Потому ученые не устают напоминать, что запасами Охотского моря нужно пользоваться с умом, чтобы и наши дети могли попробовать копченой селедочки и продукцию из минтая. А между тем посреди Охотоморья уже почти два десятилетия существует “черная дыра”, через которую безвозвратно утекают биоресурсы моря.
“Дырка от бублика”
Справка “В”. После присоединения СССР к Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году в Охотском море образовалась зона в виде неправильного четырехугольника, ограниченная экономическими водами СССР, протяженностью с севера на юг около 300 морских миль и шириной около 70 миль. Она занимает 3 процента от общей площади моря.
Вот так и родился в полузамкнутом, по определению ученых, море ничейный участок, или, как его называют рыбаки, “дырка от бублика”, в котором может промышлять флот любой страны. Естественно, такой возможностью грех было не попользоваться. И устремились в этот анклав десятки мощных иностранных траулеров, чтобы безнаказанно и бесконтрольно черпать мигрирующие через нейтральные воды косяки минтая.
Радиограмма с моря. “25.01.92. В настоящее время в центральной части Охотского моря работают около 80 единиц иностранных судов. Пользуясь отсутствием контроля с нашей стороны, иностранный флот в ночное время, в условиях ограниченной видимости ведет промысел в нашей экономической зоне. Его уловы нередко составляют до 200 тонн минтая в сутки... По поручению 240 экипажей добывающих и обрабатывающих судов председатель совета капитанов Ю. Коротеев”.
Похожие телеграммы в российское правительство приходили с Охотского моря сотнями. Рыбаки требовали от государства действенных мер по пресечению хищнического промысла минтая иностранцами. Но в Москве в это время отбивались от чемоданов Руцкого с компроматом, делили политическое влияние и служебные кресла. А Охотское море было так далеко от Садового кольца...
Результат подобного “отключения” государства от насущных экономических проблем получился плачевным. По данным заведующего сектором Охотского моря лаборатории дальневосточных морей ТИНРО-центра Анатолия Смирнова, биомасса минтая в 1991-1992 годах снизилась в 2-2,5 раза. Уловы в сутки по сравнению с 1990 годом уменьшились на 20-30 процентов. Ученый прямо говорит, что “одной из причин столь резкого снижения запасов минтая наряду с естественными явился интенсивный промысел в нейтральных водах, поскольку суммарный вылов минтая Польшей, Южной Кореей и Китаем, особенно в 1992 году, был сопоставим с российским, что и привело к превышению общего допустимого улова в 2 раза”.
Справка “В”. По официальным данным, в 1992 году выловлено в нейтральных водах Охотского моря 1283 тысячи тонн минтая. Польша - 210,5 тыс. тонн, Южная Корея - 206,5 тыс. тонн, Китай - 172,3 тыс. тонн, Россия - 108,7 тыс. тонн.
Охотское море, несмотря на все его богатства, все же не бездонная бочка и долго такой пресс выдержать не могло. И Верховный совет РФ, несмотря на сопротивление министерства иностранных дел, объявляет в 1993 году мораторий на промысел в центральной части Охотского моря.
Мораторий объявлен. Нарушители остались
Правительство Российской Федерации постановляет: “Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с комитетом Российской федерации по рыболовству провести в центральной части Охотского моря переговоры о выработке согласованных мер по сохранению рыбных богатств в указанном районе и добровольном прекращении в нем рыбного промысла до достижения соответствующей договоренности”.
Был разработан и ряд “стимулирующих” мер к нарушителям моратория. Они предусматривали отказ в снабжении водой и топливом, закрытие российских портов, лишение квот на добычу в нашей экономзоне. А в порядке компенсации за прекращение нелимитированного лова в центральной части Охотоморья флоту Польши, Южной Кореи и Китая были предложены квоты добычи на платной основе в российской 200-мильной экономической зоне. Правда, на соответствующую величину уменьшили лимиты вылова у дальневосточных рыбаков.
К тем же иностранцам, которые пытались промышлять без разрешения в российских водах, стали применять жесткие карательные меры. Только в течение 1993 года органами рыбоохраны были задержаны шесть “хищников” и взыскано с них 19 миллионов рублей и 122780 долларов США.
Все, казалось бы, консенсус найден и Охотское море “успокоится” надолго. Но не тут-то было!
Письмо в Москву. “23.03.98. Президенту РФ Ельцину Б. Н. Сложившаяся ситуация с разграблением рыбных богатств Охотского моря - основного района промысла рыбаков Дальнего Востока - вынуждает бить тревогу и обратиться к Вам лично. В последние годы российским рыбакам катастрофически не хватает лимитов на добычу рыбы, простаивают сотни судов, около 200 тысяч наших рыбаков лишены возможности нормально жить и содержать свои семьи, а бюджеты всех уровней недополучают миллиарды рублей. В то же время в районе Охотского моря более 50 иностранных крупнотоннажных судов ведут хищнический промысел, осуществляя фактическое разграбление отечественных сырьевых ресурсов. И что удивительно, практически однотипные нашим и даже более оснащенные иностранные суда, работая рядом с российским флотом, стабильно показывают уловы почти в 5 раз ниже. Так, в феврале-марте на основном для Охотского моря минтаевом промысле среднесуточный вылов иностранного флота по представленным отчетам составил 18,7 тонны на одно судно, в то же время работающие здесь российские суда имеют среднесуточный вылов 90,7 тонны. По нашему мнению, это явная фальсификация отчетности. Такое возможно только из-за полного отсутствия контроля за работой иностранного флота. Об этом откровенно говорят все рыбаки бассейна. В течение четырех последних лет мы неоднократно обращались в различные федеральные органы власти с просьбой разобраться с этой проблемой. Но эффективных решений до сих пор нет. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко”.
Полумеры ситуацию не спасут
Президент Приморского клуба ветеранов госбезопасности Владимир Петров считает, что все эти моратории - всего лишь полумеры, которые кардинально изменить ситуацию в “дырке от бублика” не смогут. С 1998 года он совместно с учеными и специалистами из института географии ДВО РАН, ДВГАЭУ, ТИНРО-центра, “Приморрыбвода” и “Дальрыбы” занимается проблемами Охотского моря. По его убеждению, запасы минтая спасет только распространение юрисдикции России на центральный анклав Охотоморья.
Это мнение полностью разделяет и губернатор Приморья, которому пришлось в этом году вторично напомнить Борису Ельцину о проблеме “черных дыр” Охотоморья.
Письмо в Москву. “25.03.99. Президенту РФ Б.Н. Ельцину. Год назад я вынужден был обратиться к Вам по проблеме разграбления иностранным флотом рыбных богатств Охотского моря. К сожалению, ситуация не изменилась. И сегодня расхищение национальных ресурсов России продолжается. Мы считаем, что обеспечение нормального контроля за деятельностью иностранного флота может быть осуществлено в первую очередь за счет увеличения российской экономической зоны с 200 до 250 миль либо объявления Охотского моря внутренним морем России, что фактически соответствует его статусу, но до сих пор не оформлено юридически. Национальные интересы России требуют незамедлительного решения проблемы статуса Охотского моря как действительно российского моря. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко”.
На два письма, отправленных в адрес президента, губернатор Приморья получил и два ответа. Первый - с кафедры международного морского права Военно-морской академии им. Кузнецова, в котором Наздратенко растолковали, что его “просьба с правовой стороны несостоятельна и имеет антинациональную направленность”. Второй ответ подписал по поручению президента заместитель министра иностранных дел г-н Средин, еще раз объяснив “непонятливому” губернатору, что Охотское море не является внутренним водоемом нашей страны и что российским правительством принимаются все возможные меры для регулирования промысла, который ведут иностранные суда.
Очевидно, под ярлыком “антинациональная направленность” имелось в виду то, что распространение на все Охотоморье российской юрисдикции автоматически лишит бюджет полновесных долларов, которые текут от продаж сырьевых ресурсов американцам. Никто не спорит, что подобный путь насыщения бюджета один из самых легких и он, естественно, находит своих лоббистов в МИДе и Госкомрыболовстве. Но ясно и другое: расширение продаж сырьевых квот иностранцам просто развалит рыбную отрасль. В этом мнении дальневосточные рыбопромышленники единодушны.
У России есть не только обязанности, но и права
Владимир Петров категорически не согласен с тем, что у нашей страны нет никакого права на распространение своей юрисдикции на всю акваторию Охотского моря. Он в содружестве с дальневосточными и московскими юристами разработал даже проект закона “О правовом статусе Охотского моря”, который, опираясь на поддержку всех губернаторов Дальневосточного региона и многих тысяч рыбаков, намерен представить на рассмотрение этой осенью в Госдуму России. И надеется, что к мнению дальневосточников прислушаются.
- Как юрист я заявляю, - говорит он, - что таких норм международного права, которые прямо регламентируют вопросы режима рыбохозяйственной деятельности на морских участках, окруженных границами исключительной экономической зоны одного государства, не существует в природе. Более того, современное международное право не содержит положений, прямо запрещающих распространение юрисдикции прибрежного государства на участки морей, окруженных со всех сторон исключительной экономической зоной данного государства. Все наоборот: Конвенция ООН по морскому праву (ст. 8.15) допускает “включение во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые” и провозглашает главенство “исторически сложившихся правовых оснований или особых обстоятельств” над положением международного права при определении границ юрисдикции государства.
Мировые прецеденты
Кстати, мы в этом вопросе велосипед не выдумали. Прецеденты действий других стран в похожих ситуациях уже есть. Так, Новая Зеландия в апреле 1999 года приняла решение о расширении своей экономической зоны до 350 морских миль, чтобы взять под контроль два жизненно важных для нее промысловых участка в открытом океане.
А анализ состояния мирового рыболовства показывает наличие тенденции к установлению национального контроля над перспективными районами Мирового океана.
Канада, например, в 1995 году ввязалась в рыбную войну с Испанией за промысловый район Ньюфаундлендской банки, расположенный вне ее экономзоны. В результате “боевых действий” канадскими патрульными кораблями было вытеснено с этого анклава 18 испанских траулеров.
Министр ресурсов и энергетики Австралии в 1997 году объявил, что его страна в одностороннем порядке берет под свой контроль район промысла пилобрюха в нейтральных водах и настоятельно порекомендовал всем судам немедленно и добровольно покинуть его.
29 мая 1998 года патрульный корабль береговой охраны США Boutwell задержал в международных водах китайский траулер, ведущий дрифтерный промысел лосося.
Все перечисленные действия нарушают Международную конвенцию по морскому праву, но соответствуют национальным интересам Новой Зеландии, Австралии, Канады и США. То есть налицо попрание национальным эгоизмом установленных в прошлом норм международного сотрудничества. Тихой сапой, но в силовом порядке развитые страны уже приступили к перекройке акватории океана.
* * *
Россия – страна на сегодня слабая, вдобавок ко всему и больная политическим недержанием. Но она, чувствуя свою временную немощь, пока и не претендует на новые сырьевые районы Мирового океана. Сейчас дальневосточники, заметим, в законодательном порядке пытаются спасти свои же Охотское и Берингово моря. И их действия полностью соответствуют национальным интересам нашего государство. Ибо в отличие от Москвы эти моря кормят всю Россию.
Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"