Морской извоз чреват трагедиями

Официально перевозкой пассажиров на прибрежных морских линиях занимается АО "Владморпасс". Ежегодно катерами и паромами перевозится около 1 млн. пассажиров островной и полуостровной зоны Владивостока. Наряду с этим существует и неофициальный канал перевозок, осуществляемый владельцами транспортных средств, состоящих на учете в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).

9 сент. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №655 от 9 сент. 1999

Официально перевозкой пассажиров на прибрежных морских линиях занимается АО "Владморпасс". Ежегодно катерами и паромами перевозится около 1 млн. пассажиров островной и полуостровной зоны Владивостока. Наряду с этим существует и неофициальный канал перевозок, осуществляемый владельцами транспортных средств, состоящих на учете в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС).

Перевозчиков пруд пруди

И представлен он довольно разнообразным набором услуг на страницах рекламно-информационного еженедельника "Дальпресс". Здесь вам могут предложить плавсредство вместимостью от 8 до 30 пассажиров. Услуги самые разные, отвечающие запросам как жителей островной зоны, так и желающих отдохнуть в многочисленных заливах и бухточках приморского побережья. Соответствующий разброс и в цене услуг: от 2,5 тысячи рублей - аренда на день катера вместимостью в 30 пассажиров до 600 рублей за мотобот на восемь человек.

Но все это находится в явном противоречии с существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность перевозчика в этом секторе рынка транспортных услуг на море. Так, согласно требованиям ст. 23 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) к плаванию судно допускается только после того, как будет установлено, что оно "удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания". Компетентными органами в этой сфере деятельности является Регистр морского судоходства, осуществляющий технический надзор, и Росморфлот, производящий лицензирование пассажирских перевозок. К пассажирским судам относятся суда с мощностью двигательной установки не менее 55 кВт. Все иные суда, не отвечающие этим требованиям, к перевозкам пассажиров в коммерческих целях привлекаться не могут. Также не могут привлекаться к перевозке пассажиров спортивные и прогулочные суда, зарегистрированные в органах ГИМС, даже имеющие свыше 55 кВт.

Под перевозками пассажиров и грузов следует понимать не только коммерческие, но и перевозки хозяйствующими субъектами собственных пассажиров и грузов. Например, доставка рабочих и оборудования на суда, находящиеся на рейде. Если такой вид перевозок осуществляется на судах, подконтрольных ГИМСу, то он тоже должен быть отлицензирован.

Вместе с тем за последнее время участились случаи, когда контрольно-надзорными органами на море выявляются факты грубого нарушения правил безопасности перевозки пассажиров.

Патруль выставляет заграждение

Как показывает практика, достаточно эффективной формой борьбы с такого рода нарушителями стал "Морской патруль", периодически прочесывающий прибрежную акваторию. Действует патруль под эгидой координационного совета Морской администрации порта Владивосток и состоит из довольно-таки представительной и компетентной команды сотрудников портового надзора (как рыбного, так и торгового порта), Ространсинспекции, ГИМСа, линейного отдела милиции, ТОФ, погранвойск и мэрии города.

Так, в ходе последнего рейда "Морского патруля" выявлен ряд судов, зарегистрированных в органах ГИМС, не имеющих выданных в установленном порядке лицензий, но занимающихся перевозкой пассажиров. Это РПВ-2025 (владелец ТОО "Пульсар Пасифик"), РПВ-1785 (владелец ОАО "Примснабконтакт"), РПВ-1894 (владелец ЗАО "Стандерс"). На этих судах перевозилось от 18 до 39 пассажиров с грубым нарушением существующих правил. На Р-3449, принадлежащем В. Калашникову, осуществлялась перевозка 30 детей и женщин с острова Попова при допустимой вместимости 18 человек. А не так давно "Морским патрулем" в проливе Босфор-Восточный был задержан катер, перевозивший 36 детей. У руля случайный капитан, на судне из всех спасательных средств - надувной плот на шесть человек с просроченным сроком годности.

В этом году ситуация усугубляется тем, что в лице туристических фирм такие морские "перевозчики" получают довольно постоянные потоки клиентуры для коммерческого извоза. 6 августа "Морским патрулем" были задержаны два катера (владельцы: ТОФ и ОАО "Приморское агентство авиационных компаний"). На судах отсутствовали лицензионные документы. Экипировка их с позиций обеспечения безопасности мореплавания не выдерживает никакой критики. На катере, принадлежащем военно-морскому ведомству и перевозящем 60 детей, в контейнерах для спасательных плотов последних не значилось. На втором катере отсутствовал судовой билет и документ, подтверждающий проведение техосмотра в ГИМСе. Против нарушителей лицензионного режима отделением возбуждены дела об административных правонарушениях. Об их незаконной деятельности дана информация в налоговые органы.

Море хапуг не любит

Как показывает практика, активность таких перевозчиков вне закона возрастает в период кризисных ситуаций с перевозками пассажиров АО "Владморпасс" и в рыбацкие любительские сезоны, летний период времени. Спекулируя на безвыходной ситуации островных жителей, они под эгидой заботы о пассажирах в нарушение всех действующих правил занимаются перевозкой не только пассажиров, но и грузов.

Стремление владельцев маломерного флота подзаработать понятно. Но непонятна логика действий тех пассажиров, которые, пренебрегая элементарными правилами, готовы сесть в любую посудину и отправиться в путешествие до ближайшего острова. Достаточно вспомнить многочисленные трагические случаи, связанные с любительскими рыбацкими эпопеями в различные времена года, желанием с ветерком промчаться по бухте, украшенной морскими барашками. Как правило, беспечность не выдерживает конкуренции с неожиданным туманом, сильным течением или морским шквалом.

Отделение Ространсинспекции, ГИМС и впредь будут ужесточать требования к нарушителям правил безопасности мореплавания.

Если есть маломерный флот, занимающийся перевозками не только пассажиров, но и грузов, значит, существует и потребность в таких перевозках. Поэтому, очевидно, следует не только ограничиться запретительными мерами, но и продумать комплекс мероприятий, позволяющих транспортные услуги в прибрежной морской зоне осуществлять в легитимном правовом поле, гарантирующем законность и безопасность таких услуг. А потребность в расширении этого сектора услуг очевидна, поскольку периметр административных границ края наполовину связан с морем. И надо признать, что если маломерный флот получается востребованным, то он будет заниматься извозом. Задача заключается в том, чтобы его деятельность была четко регламентирована. В этих целях службами отделения РТИ и ГИМС внимательно изучается опыт других субъектов федерации, в частности Санкт-Петербурга, где производится лицензирование деятельности маломерного флота, занимающегося перевозками на реках и морской акватории Финского залива.