Оздоровить... с помощью банкротства

Нашим рыбакам не привыкать работать в штормовом море. Но шторм, который бушует в управленческих кабинетах судоходной компании “Востоктрансфлот”, будет пострашнее любого океанического тайфуна. Происходящая на наших глазах борьба за собственность между командами Милашевича и Остапенко грозит просто-напросто утопить остатки некогда крупнейшего в мире рефрижераторного флота.

24 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №647 от 24 авг. 1999

Нашим рыбакам не привыкать работать в штормовом море. Но шторм, который бушует в управленческих кабинетах судоходной компании “Востоктрансфлот”, будет пострашнее любого океанического тайфуна. Происходящая на наших глазах борьба за собственность между командами Милашевича и Остапенко грозит просто-напросто утопить остатки некогда крупнейшего в мире рефрижераторного флота.

Компания “Лэндмарк Консалтинг Лтд.”, зарегистрированная на Виргинских островах, направила заявление в Арбитражный суд Приморского края о признании должника в лице “Востоктрансфлота” банкротом. Сумма долга, из-за которой призывают сделать столь радикальные шаги, по меркам этой судоходной компании достаточно небольшая - всего 300 тысяч долларов. Тем не менее Арбитражный суд принял решение о введении внешнего наблюдения в “ВТФ” и назначил временного управляющего - Александра Маюкова.

Временный управляющий посчитал, что нынешняя администрация “Востоктрансфлота” препятствует осуществлению его деятельности, и обратился в Арбитражный суд с ходатайством об отстранении от руководства компании генерального директора Виктора Остапенко. Его действия объективно играют на руку команде Милашевича, так как дают ей реальный шанс устранить противников от руководства и вернуть управление компанией. Но надо отдать должное Арбитражному суду Приморского края. На его заседании, состоявшемся 18 августа, ходатайство временного управляющего было отклонено. Таким образом, Арбитражный суд подтвердил легитимность и правомочность ныне действующей исполнительной дирекции “ВТФ” в принятии ею всех необходимых управленческих решений.

Тем не менее Анатолий Милашевич в своем интервью журналу “Эксперт” от 16 августа подтверждает, что его конечная цель - именно введение процедуры банкротства. Он говорит, что “предвидя возможный ход событий, собственные инвестиции в компанию мы также оформили в виде кредиторской задолженности, поэтому в любом случае большинство в совете кредиторов нам обеспечено”.

Цели краевой администрации прямо противоположны. На пресс-конференции, которую дали ряду приморских изданий и телеканалов председатель комитета рыбного хозяйства Владимир Сидоров и начальник управления по делам о несостоятельности (банкротству) предприятий администрации края Михаил Савин, было достаточно жестко заявлено, что и администрация края, и лично губернатор Приморья Евгений Наздратенко сделают все возможное, чтобы не допустить банкротства столь значимого для Дальнего Востока и всей России предприятия.

Как отметил Владимир Сидоров, “в крае практически невозможно найти ни одного примера положительного действия банкротства, ни одного случая эффективной работы внешних управляющих, которые бы смогли наладить производство, обеспечить работникам своевременную выплату заработной платы и их социальную защиту. Везде, где побывали назначенцы приморского отделения ТАФУ, остаются пустующие цеха и причалы, разграбленная техника и оборудование, сотни лишенных работы людей. Почему-то вместо активизации производственной деятельности управляющие начинают брать новые кредиты, продавать суда и технологические линии, чем еще больше усугубляют ситуацию. Вот и события последних недель, безусловно, выбили “Востоктрансфлот” из нормального рабочего ритма. Вновь задерживаются финансовые потоки, приостановлены деловые переговоры. Страдают от этого в первую очередь моряки”.

Михаил Савин сообщил, что сегодня в крае около 250 предприятий попали под процедуру банкротства и что, по данным налоговой полиции, налогооблагаемая база из-за этого сократилась более чем на миллиард рублей. Начальник управления по делам о несостоятельности (банкротству) считает, что “временный управляющий не должен изображать из себя и подменять руководителя предприятия. А чтобы успешно проводить процедуру несостоятельности, управляющему нужно согласовывать свои действия с соответствующими краевыми управлениями и структурами”. А так как кадры ТАФУ на такое сотрудничество не идут, то получается достаточно типичная картина: арбитражный управляющий “мягким рейтингом” переходит в конкурсного управляющего и продает на корню предприятие, которое по логике вещей он должен был оздоровить. “Подобная судьба была уготована и “Востоктрансфлоту”, с чем мы ни при каких обстоятельствах согласиться не можем”, - заявил Михаил Савин.