Грозный след “Черной акулы”

Полностью завершились летные испытания и стрельбы первого вертолета “Черная акула”, построенного на ОАО “Прогресс” им. Николая Сазыкина cпециально для сухопутных войск России. Менее чем за два месяца на “Ка-50” пройдет обучение летный состав вертолетного полка им. Ленина Дальневосточного военного округа, и “вертушка” отправится на службу в Черниговку.

20 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №646 от 20 авг. 1999

Полностью завершились летные испытания и стрельбы первого вертолета “Черная акула”, построенного на ОАО “Прогресс” им. Николая Сазыкина cпециально для сухопутных войск России. Менее чем за два месяца на “Ка-50” пройдет обучение летный состав вертолетного полка им. Ленина Дальневосточного военного округа, и “вертушка” отправится на службу в Черниговку.

В кабине боевого вертолета следующего столетия (кстати, уже создано новейшее продолжение однопилотного “Ка-50” - это “Ка-60”, который имеется в единственном исполнении и сейчас демонстрируется на авиасалоне в подмосковном Жуковском) уже посидел и подержался за штурвал управления губернатор Приморья Евгений Наздратенко. Губернатора можно понять, поскольку он приложил максимум усилий и для того, чтобы не замирало производство “Черных акул” в Арсеньеве и чтобы нашлись отечественные покупатели летательных аппаратов.

Летчик-испытатель Владимир Утва, опробовавший многие геликоптеры, считает, что “Черная акула” на три-четыре порядка выше своих предшественников. По аэродинамическим и полетным качествам у него нет аналогов не только в России, но и в мире. Какая еще “вертушка” может вести бой, летя хвостовым оперением вперед или боком да еще со скоростью 200 километров в час? Не всякая иномарка сумеет резко остановиться на месте, а “Ка-50” еще и развернется под любым углом, упадет камнем вниз или взлетит вверх. Только она может зависать над одним местом и кружиться “воронкой”, не на минуту не прекращая стрельбы. Ударный противотанковый вертолет, опять же единственный в мире, оборудован креслом-катапультой, причем оно может отстреливаться даже с земли - это 100-процентная гарантия спасения жизни летчика.

“Черная акула” вооружена 30-миллиметровой пушкой (такие стоят на боевых машинах пехоты) с запасом в 500 снарядов. На внешней подвеске несет 12 управляемых ракет для стрельбы на поражение танков и другой тяжелой техники противника. Там же размещается 80 неуправляемых ракет - снарядов для стрельбы по площадям (типа ракетной установки “Град”). Начальник летно-испытательной станции завода “Прогресс” Андрей Кузнецов подчеркнул, что в случае необходимости на вертолете можно устанавливать четыре ракеты типа “воздух - воздух” или “воздух - земля”. Кабина пилота и двигатель защищены крепкой броней.

Боевой машиной заинтересовался командующий Тихоокеанским флотом адмирал Михаил Захаренко. Если Москва выделит необходимые деньги, то “Черными акулами” можно будет оснастить корабли. А пока на заводе “Прогресс” ведут сборку еще одного геликоптера для Дальневосточного военного округа.