Когда падет последний угольный редут в Артеме?

Впрочем, принципиальным, наверное, является уже не закрытие единственной действующей здесь шахты, а трудоустройство освобождающихся горняков.

18 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №644 от 18 авг. 1999

Впрочем, принципиальным, наверное, является уже не закрытие единственной действующей здесь шахты, а трудоустройство освобождающихся горняков.

Тот самый маяк, который “то потухнет, то погаснет”

Речь идет о надежде уцелеть последнему угледобывающему предприятию в Артеме - шахте “Амурская”. Вот и опять в начале июля в прессе прозвучало сообщение, что “Амурская” включена в российскую правительственную программу по ликвидации убыточных шахт, которая направлена в Международный банк развития и реконструкции. Шахта, как и уже закрытые, считается особо убыточной, себестоимость тонны угля на ней 400 рублей, тогда как в целом в ОАО “Приморскуголь” в два раза меньше. “Амурская” сверхкатегорийная по газу, опасная по пыли, уголь склонен к самовозгоранию. На шахте “висит” 90 млн. рублей долгов (была идея взять “Амурскую” в муниципальную собственность, сохранить для Артема, но такие долги городской бюджет не потянет). Задолженность по зарплате - 10 месяцев, не спасают уже и бартер, и взаимозачеты, они выручают всего процентов на 10. Словом, не предприятие, а камикадзе.

Тем не менее шахта живет, “царапается”, даже увеличила в этом году производительность труда, добычу угля. Причем уголь для бытовых нужд тут просто прекрасный (на это идет процентов 30, остальное - в “Дальэнерго”). В бывший угольный град Артем возят, правда, теперь больше топливо липовецкое да павловское. От одного быстро забиваются дымоходы, от другого - много золы, мягкой, белой, как порошок. А самое главное, угли эти и привозные, и менее калорийные...

“Ну и на что они уповают?” - спросит читатель об упорствующих угледобытчиках. А на что уповали защитники Брестской крепости? В минувшем году директор шахты чуть ли не единственный из 12 своих коллег не подписал документы, подготовленные на закрытие предприятия. Вообще-то Виктор Харитонов поддерживает тесную связь с угольным комитетом при Минтопэнерго. Селективную (появилось опять новое словечко, по-другому - дотационную) поддержку комитет оказывает. Правда, и она, эта поддержка, постепенно хиреет. Тем более президент не дает ни одному правительству стабилизироваться, углубиться в экономические проблемы.

Недавно на шахте побывала японская делегация. Зарубежные гости спускались в забои артемовской “Брестской крепости”, снимали все на видеопленку. Их, конечно же, интересовала не удивительная стойкость русских. Похоже, приглядывались японцы к другому: нельзя ли с внедрением собственных технологий получать тут уголь для себя подешевле.

Ау, “Фармазос”!

Первое, что ОАО “Приморскуголь” создало в процессе реструктуризации в Артеме, когда прекратили добычу шахты “Озерная” и “Подгородненская”, - торгово-промышленный комплекс “Подгородненский” и предприятие по производству лекарственных препаратов “Фармазос”. Отцы местной реструктуризации очень гордились своим детищем. ТПК - это по сути дела рынок на территории бывшей шахты “Подгородненская”. Все здесь сделано добротно, и стоянка для автотранспорта (сейчас это важно) оборудована. Для привлечения внимания даже огромного надувного Кинг Конга выставляли, которого местные шалопаи постоянно прокалывали, пока его не убрали. Но как ни старались - не пошел народ на этот цивильный рынок.

Здесь неподалеку, на Угловском повороте к Уссурийску, уже есть один, которым владеет владивостокская фирма “Лагуна”. Торговцы остались верны прежним своим местам, пусть рынок не так и обустроен. ТПК же “Подгородненский” ОАО “Приморскуголь” ввиду отсутствия средств передало некоей предпринимательской структуре с божественно-громким именем “Зевс”. ТПК, кстати, считается еще недостроенным и может, его расцвет впереди? Шахтерам, правда, работа нужна прямо сейчас, им надо кормить семьи.

А что же с “Фармазосом”? На подгородненском рынке на одном из павильонов красуется гневная надпись: “Верни шахтерские деньги!” Она адресована руководителю “Фармазоса”. Отыскать же следы этого предприятия оказалось делом непростым. Говорят, его так и не создали...

В русле программы реструктуризации

До 94-го года в Артеме было шесть действующих шахт. И еще одна шахтенка в Хасанском районе административно замыкалась на артемовскую “Озерную”. Правда, шахта им. Артема перед своим закрытием номинально “переселилась” в Шкотовский район - регистрироваться предприятия должны по территориальному признаку. Туда же сейчас относятся и те небольшие предпринимательские угледобывающие структуры, возникшие на том же Шкотовском месторождении, - ЗАО “Разрез Смоляниново-3” и ООО “Шкотовское”. Хотя “подданные” этих предприятий - на 90 процентов жители горняцкого Артема. Человек 300 преданных шахтерскому делу горняков приняли эти угледобывающие предприятия, но становление их проходит весьма трудно. Уголь, например, что выдает на-гора ООО “Шкотовское”, сбыта пока не находит. Сие общество с ограниченной ответственностью вымолило себе снабжение бывших горняков шахты им. Артема так называемым пайковым углем (деньги идут на это из федерального бюджета), тем и живет - получают-таки шахтеры здесь скудную свою зарплату. Так что истинное возрождение угольной отрасли Приморья (а шахтеры верят, что оно обязательно будет. Только на одном Шкотовском месторождении добывать уголь можно лет 150-200) еще где-то там, впереди, брезжит пока за горизонтом.

Что сделано в русле программы этой самой реструктуризации кроме ТПК “Подгородненский” и “Фармазоса”, если можно вести речь о какой-то программной деятельности? В прошлом году образовано уникальное предприятие эколого-коммерческого направления - ЗАО “Дальэкотехмаш”. Оно в общем-то заслуживает отдельного рассказа о нем, но дало это где-то всего 40 новых рабочих мест. Реструктуризиция же, едва проглотив первые шахты, обрела ненасытный аппетит. В 97-м году в артемовскую службу занятости она выплеснула из-под земли 903 человека, в 98-м - 548. Начиная с 97-го устроились на работу, официально снявшись с учета, чуть более 350 бывших горняков. Некоторые из них прошли переобучение, обрели профессию водителя, газоэлектросварщика. Сейчас получают (начисляется, выплата идет только за ноябрь 97-го) пособие по безработице оставшиеся около сотни человек, сокращенных в связи с ликвидацией шахт. Где же остальные? Некоторые написали заявления, что берут решение своей судьбы в собственные руки, и снялись с учета. Иные просто перестали приходить на перерегистрацию. Работают, возможно, на собственных дачах или где-то у частников. И таких, по данным городского ЦГСЗН, около 500 человек. Глядишь, к зиме кто и вернется вновь на биржу труда. Да намечают еще сокращение предприятий, некогда обслуживавших шахты (электромеханические мастерские, энергосвязь, ПМНУ, предприятие по рекультивации земель). Теперь они отошли к Павловскому разрезу и уже делали один “выброс”. Так что нынешняя сотня имеет все шансы вновь увеличиться.

Крыша сразу “поехала”, как только ее соорудили

Кое-что сделано для строительства жилья. Сдан и заселен 90-квартирный дом на ул. Куйбышева. Некоторые бывшие горняки переехали в него буквально-таки из трущоб. Еще один 60-квартирный дом на ул. Кирова достроила шахта им. Артема, 10 квартир в нем получили и бывшие горняки других шахт именно в русле все той же реструктуризации. Но с этим домом вышла маета. Еще год назад получили жильцы ключи, чтобы самим вести отделочные работы в квартирах да вселяться в них. Но здесь с нарушением технологии покрыли крышу. И теперь концов не найдешь, кто же ответствен за ее переделку. Крыша течет, электричество по этой причине отключили... Жильцы уже отправили письмо генеральному директору ОАО “Приморскуголь” с воплем о помощи. Деньги на ремонт крыши должно выделить именно ОАО. Город, пока не реконструирована кровля, дом на свой баланс не берет. Вселиться в новые квартиры люди не могут, со старых их уже гонят...

А вот такой еще аспект. Каждая шахта имела свою АТС. И по этой же самой упоминавшейся уже программе намечалось уладить и телефонные дела. Вначале замышляли реконструировать шахтерские АТСки, передать их АТС “Новая”, и люди бы сохранили свои телефонные линии. В конце концов планы были скорректированы, восстанавливали горняцким абонентам телефоны через городскую программу “Народный телефон”, и, конечно же, вернули себе это средство связи лишь единицы шахтерских семей, из тех, кто имел его ранее.

Но вернемся к проблемам трудоустройства шахтеров. Кто же им должен заниматься? На ДОАО шахтоуправление “Дальневосточное” базируется ликвидационная комиссия (председатель Юрий Попиначенко), на нее и замыкаются переставшие добывать уголь артемовские шахты. Комиссия призвана заниматься всеми проблемами бывших горняков. А проблем - пруд пруди. Вот, например, Артемовская прокуратура даже возбудила уголовное дело против Юрия Попиначенко. Одному из бывших горняков-”регрессников” здесь не захотели решить вопросы по выдаче пособия. А деньги на это были, какая-то часть неиспользованной суммы возвращена в “Приморскуголь”. Проблемами же трудоустройства ликвидационная комиссия уже не должна заниматься (практически она ими не занималась и ранее). Теперь это функция государства, ну а как наше родное государство всем занимается - известно.

Меняю горняцкую каску... на шляпу свинопаса

Необозримые перспективы открывает еще одно предприятие, многопрофильное, создаваемое тоже на месте закрытой шахты им. Артема, - холдинговая компания “Дальэкотопливо”. Она включает в себя три ЗАО: само “Дальэкотопливо”, “Дальэкоагар”, “Дальэкосельхоз”.

И шахтерское здесь только “Дальэкотопливо” - оно намечает производить угольные брикеты, которые и удобнее в обращении, и калорийнее. Причем для их изготовления будут использованы оборудование бывшей шахты им. Артема, его промплощадка. За долги по налогам все имущество закрытой шахты отошло в ведение администрации Шкотовского района, а она сдала в аренду с правом выкупа все это холдинговой компании. Вот и агаровый завод компания намеревается разместить в здании административно-бытового комплекса бывшей шахты им. Артема. Этот экзотичный продукт никакого отношения к углю не имеет. Готовится он из морской водоросли анфельции, которой в общем-то много произрастает у побережья ближайших к этому месту бухт. Напомним: используется агар в медицинской, военной и особенно в кондитерской промышленности, так что спрос на него, конечно, немалый.

Ну и “Дальэкосельхоз” предполагает широкий простор деятельности (площади уже отведены): свиноводство, разведение рыбы (есть на отведенном пространстве озеро), добыча торфа, тепличное производство, сервис водителей-дальнобойщиков, шашлычки там и прочее... Конечно, при нынешней экономической ситуации верится во все это с трудом.

Кстати, в авторитетной московской организации “Соцуголь” государственную экспертизу все проекты холдинговой компании прошли и одобрены на 22 млн. рублей (замахивались на 28 млн.). Первая очередь предполагает создание почти 250 новых рабочих мест. Что ж, поживем - увидим. Ну а шахтеры уже согласны на любую работу, которая им бы давала возможность как-то жить.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"