Балтийская экспансия Дальневосточного пароходства

В воскресенье после обеда (по московскому времени) из Стокгольма вышел пассажирский лайнер “Михаил Шолохов” Дальневосточного морского пароходства. Преодолев за 40 часов северную часть Балтийского моря до Санкт-Петербурга, экипаж теплохода тем самым открыл новую пассажирскую линию на Балтике.

18 авг. 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №644 от 18 авг. 1999

В воскресенье после обеда (по московскому времени) из Стокгольма вышел пассажирский лайнер “Михаил Шолохов” Дальневосточного морского пароходства. Преодолев за 40 часов северную часть Балтийского моря до Санкт-Петербурга, экипаж теплохода тем самым открыл новую пассажирскую линию на Балтике.

Идея возрождения этого (ранее активно эксплуатируемого) морского маршрута обсуждалась очень давно. В число инициаторов входили губернатор города на Неве Владимир Яковлев, мэрия, туристические и торговые компании. Расчет в первую очередь делается на скандинавских пассажиров. Именно они хотят совместить увлекательный круиз по Ботническому и Финскому заливам и посетить непредсказуемую Россию. Причем по нашей стране многие желают передвигаться на собственном транспорте, чтобы можно было объездить всю Северную Пальмиру и ее пригород с великолепными дворцами и садами, самостоятельно добраться до Москвы и Великого Новгорода.

Все дело упиралось в наличие необходимого судна. После трагедии с паромом “Эстония”, когда погибли сотни людей, шведские и финские власти резко повысили требования к вопросам безопасности мореплавания и техники безопасности на борту. Поэтому большинство судоходных компаний не имело возможности попасть на привлекательный рынок услуг.

А вот в Тихоокеанском бассейне ситуация сложилась совершенно обратная. У Дальневосточного морского пароходства - единственного в России - сохранился пассажирский флот. Зато у него в регионе совершенно нет работы. Поэтому несколько лет назад на Балтику отправилась “Русь” – на линию Рига - Стокгольм (несмотря на протесты латышских националистов, руководство нашей компании не поменяло название судна и государственный флаг принадлежности). “Михаил Шолохов” тем временем продолжал стоять у причальной стенки Владивостока, принося ежедневно солидные убытки.

И тут, как говорится, заинтересованные стороны нашли друг друга. Наш лайнер является одним из немногих в мире пассажирских судов с автомобильной стоянкой внутри почти на сотню единиц транспорта и с аппарелью, открывающейся в корме. У большинства паромов аппарель открывается с бака, и в случае сильного шторма нос судна всегда захлестывало. Кстати, и к нашему теплоходу предъявили серьезные требования. Поэтому красавец лайнер и задержался с выходом в рейс на неделю, чтобы полностью подготовиться на одном из невских заводов. Наши моряки относятся к этому терпимо, поскольку знают, что через такую же процедуру проходила и “Русь”.

Самое главное, чем берет “Михаил Шолохов”, так это стоимостью проезда: скандинавы уже раскупили билеты на первые рейсы, и их можно понять. Как сообщил “В” заместитель генерального директора ОАО “ДВМП” Евгений Амбросов, FESCO предоставляет туристам очень гибкую систему скидок. Билет для взрослого человека в оба конца стоит 10 тысяч 470 шведских крон (чуть более 1200 долларов США) с завтраками и ужинами, с экскурсионной программой по северной российской столице.

При этом билет в 4-местной каюте стоит всего 2 410 крон. Дети до 6 лет проезжают бесплатно, с 7 до 12 лет - предоставляется 50-процентная скидка. Плюс к этому скидка на 10 процентов для семьи из четырех человек. В случае необходимости в Стокгольме и Санкт-Петербурге можно заказать гостиницу, автомобиль, переводчика и гида.

Низкие цены на билеты ни в коей мере не являются демпингом на рынке услуг, заверил корреспондента “В” Евгений Амбросов. Просто мэрия Санкт-Петербурга установила крайне низкий тариф портовых и других сборов. Для них важнее престиж - наличие российского флага на теплоходе, курсирующем в Балтийском море.

Кроме того, “Михаил Шолохов” перевозит всевозможные грузы. Причем заказы на грузоперевозки приняты уже до конца нынешнего года. Коммерсантов привлекают четкое расписание и быстрота передвижения лайнера.

На теплоходе трудится 71 член экипажа, все они из Приморья. Генеральный директор пароходства Виктор Миськов твердо уверен, что только дальневосточники должны работать на судне (рабочие места, зарплата, налоги). Каждые шесть месяцев будет происходить ротация экипажа. А вот обслуживающий персонал в 50 человек набирается из местных жителей, причем упор делается не только на профессиональные навыки стюардов, барменов, поваров, официантов и горничных, но и на знание скандинавских языков.

На борту “Михаила Шолохова” открыто три безналоговых магазина Free Tax. Они, безусловно, привлекают пассажиров, поскольку с

1 июля в Европе введено единое экономическое пространство, и сеть подобных торговых точек в большинстве европейских государств (в аэропортах, на границах и круизных судах) закрылась. Еще одним стимулирующим для северян моментом является свободная продажа по себестоимости алкогольной (от 40 градусов и выше) продукции.

Уже принято решение о создании в Санкт-Петербурге собственной агентской компании. Представительство должно в первую очередь решить вопрос с добавлением в маршрут еще одного порта в Прибалтике. Скорее всего в состав круизного маршрута будет включен латвийский порт Лиепая.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"