Здесь асфальт никогда не лежал
Несколько дней сильных дождей, и одно из самых замечательных сел Приморья - Красный Яр - снова отрезано от цивилизации. Дорога на Верхний Перевал, откуда продолжается путь на Лучегорск, размыта, и автобус, который челноком бегает тут три раза в неделю, развернулся у первой же промоины в обратную сторону.
Несколько дней сильных дождей, и одно из самых замечательных сел Приморья - Красный Яр - снова отрезано от цивилизации. Дорога на Верхний Перевал, откуда продолжается путь на Лучегорск, размыта, и автобус, который челноком бегает тут три раза в неделю, развернулся у первой же промоины в обратную сторону.
А всего два дня назад мы ехали из Лучегорска в Красный Яр по сухой дороге. Однако в этом случае “сухо” - не главное. На 150-160 километров пути микроавтобус потратил три часа. Не быстро. Где подсыпанная щебенкой, где просто грунтовая дорога то и дело заставляла тормозить на колдобинах.
Хозяина у нее практически нет. Принадлежала она когда-то леспромхозу, но с приватизацией подобных предприятий (в том числе и горнорудной промышленности) из их уставного фонда все дороги и дорожные сооружения были исключены. Местной власти содержание трассы не по карману, тем более что от так называемого дорожного налога в их карман ничего не попадает. Комитет дорожного хозяйства администрации края постепенно берет брошенное хозяйство под свое крыло, но делается это очень медленно: 160 км за несколько последних лет, а нужно, может быть, не одну тысячу. Так что решение проблемы - а это в первую очередь финансирование - должно быть на уровне более высоком, чем комитет дорожного хозяйства. Иначе окраинные села у нас все более оказываются в тупике.
Отрезанными в Красном Яре остались два заместитетеля главы районной администрации, председатель одного из комитетов краевой администрации. Они приезжали в село по поручению губернатора Евгения Наздратенко, чтобы провести сельский сход коренной народности этих мест - удэге. Были здесь и журналисты краевых средств информации. Разговор получился долгий и обстоятельный. Так что о многих других проблемах села и удэгейцев мы еще расскажем.
А пока на прорыв были брошены трелевщик и самосвал, чтобы из бревен и гравия создать перемычку. Невзирая на чины, мужчины, как говорится, на животе таскали 20-30-килограммовые камни, забивая яму... Мы уехали, а дождь продолжался. Когда его потоки с гор набирают силу, и 50-килограммовые камни летят по руслу играючи. Так что природу просто так не переиграешь, ей надо давать выход - строить мосты, другие сооружения, что предполагает мало-мальски обустроенная дорога.
Автор: Александр ЛОСЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"