Мы гордимся званием извозчик
За последний год Владивосток вышел в лидеры среди российских городов по количеству частных извозчиков. Число микриков и автобусов, которые занимаются перевозкой пассажиров и не являются муниципальными, растет день ото дня. Все это время в средствах массовой информации про эту проблему пишут в основном с критической точки зрения. В чем только не обвиняют фирмы, организовавшие частный извоз, и администрации, которые это дело контролируют. Однако факт остается фактом: муниципальный транспорт практически умер, почти 70 процентов городских перевозок осуществляют частники. А стоимость проезда, несмотря на повсеместный рост цен, пока не поднялась выше 3–3,5 рубля. корреспондент “В” встретился с исполнительным директором одной из крупнейших во Владивостоке компаний-перевозчиков “Икс-Рэй” Игорем Хрущевым и попросил его высказать свою точку зрения на проблему пассажирских перевозок в краевом центре.
За последний год Владивосток вышел в лидеры среди российских городов по количеству частных извозчиков. Число микриков и автобусов, которые занимаются перевозкой пассажиров и не являются муниципальными, растет день ото дня. Все это время в средствах массовой информации про эту проблему пишут в основном с критической точки зрения. В чем только не обвиняют фирмы, организовавшие частный извоз, и администрации, которые это дело контролируют. Однако факт остается фактом: муниципальный транспорт практически умер, почти 70 процентов городских перевозок осуществляют частники. А стоимость проезда, несмотря на повсеместный рост цен, пока не поднялась выше 3–3,5 рубля. корреспондент “В” встретился с исполнительным директором одной из крупнейших во Владивостоке компаний-перевозчиков “Икс-Рэй” Игорем Хрущевым и попросил его высказать свою точку зрения на проблему пассажирских перевозок в краевом центре.
- Наша компания работает на этом рынке уже год. Эксплуатируем на двух маршрутах – от ж/д вокзала до Тихой (31) и от Тихой до фарфорового завода (27) – почти 30 автобусов большой вместимости. Вся техника южнокорейского производства 94–95 годов выпуска. Имеем четкие договорные отношения с нынешней городской администрацией, лицензии, все разрешения, допуски и так далее. Сумели так поставить дело, что полностью обеспечиваем потребности жителей этих районов. С утра до вечера через каждые три минуты, что бы ни случилось, на остановки подходят наши автобусы. И цена билетов минимальная – 3 рубля. Практически организация наших маршрутов сегодня строится на тех требованиях, которые заложены во всех транспортных российских ГОСТах. Автобусы проходят тщательный техосмотр, вовремя проводятся все ТО, при выезде на линию водители проверяются врачами, кондукторы настраиваются только на доброжелательное общение с пассажирами. Любые замечания или жалобы сразу становятся предметом разбирательства, и уже было несколько случаев, когда мы просто увольняли невежливых работников. В каждом автобусе на видном месте у нас висит табличка с номером телефона 414-643. Пассажиры всегда имеют возможность позвонить и высказать свое мнение о качестве обслуживания.
- Давайте поговорим о самом главном для нашего пассажира – о льготах. Известно, что одно время во Владивостоке было 36 категорий льготников. И при таком раскладе возмущались даже работники дотируемого тогда муниципального транспорта. Как же можно в таких условиях сводить концы с концами извозчикам, которые работают в условиях рынка?
- Ситуация сложная. У нас по договору с городской администрацией бесплатный проезд предусмотрен только для четырех категорий льготников. Это ветераны войны и труда, инвалиды, блокадники и чернобыльцы. Для этого в каждом автобусе протрафаречено несколько первых мест. Но на деле все происходит по-другому. В часы пик в каждый автобус набивается значительно больше льготников. И как мы ни уговариваем, ни убеждаем, что у нас есть нормы и правила, – не помогает. Поймите меня правильно – мы готовы возить всех, в том числе и бесплатно. Но тогда нужно компенсировать затраты. А они значительны. Один новый средний импортный автобус сегодня стоит от 40 до 60 тысяч долларов. Для того чтобы поменять на автобусе комплект резины, нужно отдать не меньше 13 тысяч рублей. А возьмите затраты на дорожающую солярку, запчасти.
- То есть все дело идет к тому, что либо придется сворачивать бизнес, либо поднимать плату за проезд?
- Честно говоря, ни того ни другого делать бы не хотелось. Прежде всего потому, что уйди мы сегодня с рынка, это место займут просто неорганизованные фирмы-однодневки. Они не только налогов платить не будут, но попросту создадут полный хаос с пассажирскими перевозками. Это уже было в самом начале, когда прошлая городская мэрия пыталась это дело организовать. Помните, что тогда происходило? Кто хотел, тот и гонял по городу, вывесив табличку. В основном это была личная инициатива людей, у которых были свои микроавтобусы. Потом бывшая мэрия взяла все в свои руки. Знаете как? Раздавала по одним только ей понятным признакам выгодные маршруты отдельным фирмам и лицам, могла дать добро на обслуживание маршрута человеку, у которого вообще не было транспорта. Вот тогда и пошла торговля маршрутами, появились объявления “поставлю на маршрут” и так далее. В итоге не только развалили муниципальную систему пассажирского транспорта, но и внесли полнейшую анархию в движение.
Сейчас, по нашим подсчетам, возят людей около 25 официально зарегистрированных фирм. Все они самые разные. Но на нашем опыте уже можно сказать, что на маршрутах нужны и небольшие микроавтобусы, и вместительные басы. Тут надо исходить из затрат.
Крупные компании, такие как наша, могут позволить себе за счет количества транспорта, централизованного ремонта, оптовых поставок запчастей и так далее перекрывать определенные потери не в ущерб качеству. Мелкий частник никогда не потратит деньги на развитие. Он их сразу положит в карман.
То, что работать удобнее с уже проверенными партнерами, которые пришли надолго и вкладывают в том числе и заемные средства, деньги иностранных инвесторов в развитие пассажирских перевозок во Владивостоке, понимают в нынешней администрации. В нашем договоре все четко расписано – кто за что отвечает. Кроме того, мы добровольно берем на себя обязательства не поднимать без нужды плату за проезд и помогать городу, обеспечивать в случае необходимости автобусами. Пока все эти взаимные обязательства выполняются.
- Значит, в ближайшее время цены за проезд в ваших автобусах не вырастут?
- Во всяком случае, мы первыми не будем поднимать. Хотя не так давно еще раз просчитали, сколько нужно брать с пассажира, чтобы, соблюдая все необходимые нормы и правила, работать с рентабельностью в 10 процентов. Получилось – 6 рублей. Но тогда люди просто перестанут ездить. Получается в общем-то замкнутый круг, в который нас загнал этот кризис.
- В чем же вы видите все-таки выход из него?
- Как один из вариантов – еще более жесткое упорядочение городских пассажирских маршрутов. Сейчас получается, что за официально работающими компаниями смотрят и отдел городской администрации, и транспортная инспекция, и лицензионная палата, и ГИБДД. Тем не менее еще остаются фирмы, которые умудряются без договоров и лицензий вносить аритмичность и сумбур в перевозки. Вот где контролирующие органы должны сказать свое слово. Другой путь – еще более тесная координация действий и взаимопомощь городских властей и транспортных компаний. Мы сегодня каждый месяц заменяем на маршрутах по одному автобусу. Потому что выходят из строя из-за плохих дорог и нагрузок. У нас есть своя собственная программа перспективного развития. “Икс-Рэй” не вывозит капиталов за границу - наоборот, стремится привлечь иностранных инвесторов. Взять хотя бы нашу долгосрочную программу по обновлению автопарка. Она предусматривает взаимодействие с кредитными организациями и иностранными инвесторами – такими как южнокорейская DAEWOO MOTORS NAMPU-SAN Co., LTD. Наши партнеры, несмотря на тяжелые для бизнеса в России времена, готовы идти на сотрудничество. Речь идет прежде всего о поставках в Приморье пассажирских автобусов. А это, согласитесь, пойдет не только на пользу нашей компании, но и решит многие городские проблемы, да и горожанам будет комфортнее.