Россия теряет флот на Дальнем Востоке

Иностранные акционеры АО “Дальневосточное морское пароходство”, владеющие в совокупности 40 проц. акций пароходства, намерены оспорить итоги состоявшихся 6 июля выборов председателя наблюдательного совета крупнейшей на Дальнем Востоке судоходной компании. Им стал первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Службы морского флота России (Росморфлот) Александр Луговец. За него проголосовали шесть членов совета, четверо высказались против кандидатуры государственного чиновника, один из членов совета воздержался. Им, как это ни странно, оказался представитель иностранной компании.

28 июль 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №632 от 28 июль 1999

Иностранные акционеры АО “Дальневосточное морское пароходство”, владеющие в совокупности 40 проц. акций пароходства, намерены оспорить итоги состоявшихся 6 июля выборов председателя наблюдательного совета крупнейшей на Дальнем Востоке судоходной компании. Им стал первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Службы морского флота России (Росморфлот) Александр Луговец. За него проголосовали шесть членов совета, четверо высказались против кандидатуры государственного чиновника, один из членов совета воздержался. Им, как это ни странно, оказался представитель иностранной компании.

Не затихает спор вокруг Дальневосточного морского пароходства, в котором столкнулись интересы государства и иностранных акционеров

Что считать убытками

После возвращения из Владивостока А. Луговец провел в центральном офисе “Интерфакса” пресс-конференцию, на которой поделился своими соображениями о ситуации в ДВМП. Во-первых, отметил он, “надо говорить о конфликте не внутри компании, а вокруг нее”. Что же касается менеджеров ДВМП, то “они работают стабильно и эффективно, о чем свидетельствуют положительные итоги деятельности судоходной компании в 1998 году”.

Между тем представитель иностранных акционеров пароходства Эндрю Фокс, являющийся председателем совета директоров английской компании Tiger Securities, провел месяцем раньше свою пресс-конференцию в Москве, на которой назвал менеджмент ДВМП “слабым”.

Причем разнятся не только оценки деятельности директоров компании, но и финансовые показатели, называемые конфликтующими сторонами. По оценке Э. Фокса, убытки ДВМП по итогам прошлого года составили около 200 млн. долл., активы компании снизились до 400 млн. долларов. А генеральный директор пароходства Виктор Миськов, также организовавший свои пресс-конференции сначала в Москве, затем во Владивостоке, назвал совершенно иные цифры. По данным российских менеджеров, стоимость основных фондов ОАО “Дальневосточное морское пароходство” превышает 600 млн. долл., балансовая прибыль компании в прошлом году составила 117,4 млн. рублей.

В беседе с корреспондентом “Интерфакс-ВРЕМЯ” гендиректор рассказал, что по итогам своей деятельности ДВМП четыре года подряд включалось Международным экспертным советом в каталог “Элита российского бизнеса”. В рамках всероссийского конкурса, проводимого Минторгом и Минэкономики РФ, ДВМП названо в числе лучших экспортеров России по итогам 1998 года. Центробанк РФ в начале нынешнего года оценил финансовое состояние компании как “абсолютно устойчивое”.

Миськов отметил также, что после акционирования ДВМП приобрело 14 новых судов общей стоимостью 256 млн. долл., из которых 147 млн. долл. составили собственные средства компании и 109 млн. долл. - привлеченные кредиты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Средний возраст судов пароходства до акционирования достигал 18 лет, сейчас флот “помолодел” на три года. Компания владеет 117 грузовыми теплоходами, современными контейнеровозами, танкерами, пассажирскими судами, буксирами, дизельными ледоколами.

- Руководством компании разработана программа обновления флота до 2004 года, - заявил В. Миськов. - Она предусматривает строительство еще 32 новых судов с тем, чтобы средний возраст судов не превышал 10 лет.

Подоплека разной оценки финансового положения ДВМП заключается в чисто российской специфике. Руководство компании, например, с гордостью говорит о том, что 14 тыс. работников ДВМП аккуратно получают зарплату, пароходство содержит большое число объектов социальной сферы. За последнее время ДВМП построило за счет своей прибыли 5 домов жилой площадью 24 тыс. квадратных метров, общежитие на 320 мест, Дом ветеранов на 104 места, детский оздоровительный центр “Юнга” на 240 мест.

А иностранные акционеры все эти затраты оценивают как “прямые убытки компании”. И понять их в общем-то можно.

Последний оплот

Хочу особо отметить еще один важный момент, о котором избегают говорить открыто конфликтующие стороны. ДВМП в сегодняшней российской действительности - уникальное пароходство. Практически все суда компании, за исключением трех сухогрузов, работают под российским флагом, в том числе и 14 вновь построенных.

Руководство компании гордится этим обстоятельством. Ситуация вполне устраивает и администрацию Приморского края, и Минтранс РФ, поскольку все налоги от деятельности ДВМП поступают в местный и федеральный бюджеты. Как известно, остальные судоходные компании, в частности Новороссийское, Приморское морские пароходства, “Совкомфлот” и другие, все новые суда, построенные на иностранные залоговые кредиты, регистрируют в зарубежных офф-шорных зонах и под иностранными флагами.

“В” уже писал о причинах такого положения. Налоговые и таможенные сборы в России почти в 3 раза выше, чем в других странах, и составляют в совокупности около 88 процентов. В США, Канаде и Великобритании этот показатель равен 30 проц., а на Кипре и в Греции составляет всего 5 процентов.

Вот что в первую очередь не устраивает иностранных акционеров в политике менеджеров ДВМП, хотя об этом, естественно, они публично не говорят. Поэтому-то они и выступают против представителя государства во главе наблюдательного совета.

На московской пресс-конференции на мой вопрос: “Кого иностранные акционеры хотели бы видеть председателем законодательного органа власти компании?” - Э. Фокс, не задумываясь, ответил: “Представителя московской инвестиционной корпорации “Партнерство”, в частности, ее руководителя Анатолия Милашевича”.

Однако против этой кандидатуры решительно выступает администрация Приморского края, управляющая 20-процентным госпакетом акций ДВМП. Дело в том, что А. Милашевич являлся председателем совета директоров другой дальневосточной судоходной компании - “Востоктрансфлот” (рыбная отрасль), в которой “Партнерство” владеет контрольным пакетом акций.

Прокуратура Приморского края обвинила руководителей “Востоктрансфлота” в незаконной продаже судов компании и возбудила по этому факту уголовное дело, в частности против А. Милашевича, и даже выписала ордер на его арест.

Не стану вдаваться в подробности этой достаточно запутанной истории. Но факт остается фактом: “Востоктрансфлот”, владевший в начале 90-х годов самым крупным и самым молодым рефрижераторным транспортным флотом в мире, из 128 судов сейчас имеет в активе менее 40. Остальные различными путями “ушли” в другие страны, в том числе в США.

Стратегическое направление

В разговоре со мной А. Луговец откровенно рассказал о позиции Минтранса РФ и Росморфлота в отношении ДВМП. Действительно, эта судоходная компания является стратегической для России на Дальнем Востоке. Она обеспечивает значительную часть перевозок в Дальневосточном бассейне, в том числе весь объем “северного завоза” в прибрежные районы Хабаровского края, в Магаданскую область, на Чукотку.

Это тем более важно, если учесть общую ситуацию с морским флотом России на Дальнем Востоке. Государство полностью потеряло контроль над вторым по величине Приморским морским пароходством. В Камчатском морском пароходстве, где государство пока еще владеет 50 проц. акций, из 44 судов осталось всего 7 сухогрузов и ни одного танкера. В связи с этим в текущем году Камчатка постоянно испытывает проблемы с завозом топлива.

- Минтранс РФ намерен активно участвовать в выработке судоходной политики ДВМП, поскольку это затрагивает стратегические интересы России на Дальнем Востоке, - заявил первый заместитель министра транспорта.

Однако не поздновато ли спохватились руководители Минтранса РФ? Как ни крути, а иностранные акционеры уже сегодня владеют 40 проц. акций пароходства. Их союзники из “Партнерства” имеют не только 6,7 проц. акций, но и 3 места в наблюдательном совете. Также 3 места принадлежат представителям иностранных акционеров. Итого получается 6 мест из 11. С таким раскладом они в любой момент могут переизбрать директора.

К тому же, как стало недавно известно руководителям ДВМП, некоторые фирмы Владивостока начали активно скупать акции у работников компании, с тем чтобы получить контрольный пакет ДВМП. И тогда никто не помешает им на следующем собрании акционеров заменить менеджмент компании. Причем, законными методами.

Автор: Рафаил БИКМУХАМЕТОВ, "Интерфакс-ВРЕМЯ" (г. Москва), специально для "В"