Автозаправки глохнут в бензиновом угаре
Тысячи владельцев автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями южного и северного Приморья (за исключением центральной части) начали испытывать легкую панику и заметались от заправки к заправке в поисках топлива. Людей уже не пугают ценники с надписью "1 литр АИ-93 - 5 рублей, 1 литр дизельного топлива - 4 рубля 10 копеек". Лишь бы оно было. Однако большая часть коммерческих АЗС полностью или частично - только колонки с высокооктановым бензином - закрыта для обслуживания.
Тысячи владельцев автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями южного и северного Приморья (за исключением центральной части) начали испытывать легкую панику и заметались от заправки к заправке в поисках топлива. Людей уже не пугают ценники с надписью "1 литр АИ-93 - 5 рублей, 1 литр дизельного топлива - 4 рубля 10 копеек". Лишь бы оно было. Однако большая часть коммерческих АЗС полностью или частично - только колонки с высокооктановым бензином - закрыта для обслуживания.
Выхлопные газы югославского кризиса спровоцировали топливную лихорадкуО том, что надвигается кризис, власти знали заранее и еще полтора месяца назад стали предпринимать действия для смягчения ситуации. 16 июня, после специального уведомления из Москвы, распоряжением губернатора Приморья создается оперативный штаб по стабилизации положения на рынке нефтепродуктов и сдерживания цен. В него вошли руководители всех заинтересованных организаций, в том числе и силовых структур.
Однако как они смогут переломить ситуацию, если традиционные поставщики нефтепродуктов не отправляют моторные виды топлива в наш край? Ангарский и Омский нефтеперерабатывающие заводы сократили выпуск своей продукции почти наполовину из-за нехватки сырья. Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев своим распоряжением запретил вывоз бензина с завода им. С. Орджоникидзе за пределы Приамурья. А на предприятии в Комсомольске-на-Амуре в воскресенье на главной перерабатывающей установке произошел взрыв. В лучшем случае ликвидация аварии завершится через 10 дней. Еще неделя понадобится на изготовление первой партии АИ-93, именно столько времени требуется на выработку из сырья фракции высокооктанового бензина. Плюс транспортировка до места назначения.
Если учесть, что подавляющее большинство местных компаний "нефтяного клуба" не имеют значимого запаса моторного топлива (это когда заправки могут бесперебойно обслуживать всех желающих в течение 15-20 суток), то становится понятно, что дефицит неизбежен. Кстати, теперь в Приморье лицензии на открытие новых АЗС будут получать те фирмы, которые смогут обеспечить запас топлива в емкостях длительного хранения минимум на полмесяца.
В других регионах России этот кризис наступил гораздо раньше. В Краснодаре до сих пор открыто всего несколько АЗС, и к ним выстроены очереди на многие километры и часы. В Иркутске закрыта каждая вторая станция. Ровно две недели не работали коммерческие заправки в Самаре и Тольятти. Этот список можно бесконечно продолжать. Кто-то уже "пережил" полосу дефицита и теперь имеет бензин в избытке, кому-то еще только предстоит испытать все "прелести" лихорадки. Но рано или поздно в России наступит изобилие. Но уже по другой цене.
Тарифы во Владивостоке с 5 рублями за литр АИ-93 на фоне других регионов кажутся смехотворными. На Кубани дешевле 7 рублей за литр не найти нигде. В Ростове-на-Дону стоимость колеблется в пределах 9 рублей. В Москве на разных АЗС его реализуют от 6 до 6,5 рублей. В Дагестане с начала месяца цены подскочили на треть, в Биробиджане они возросли на 19,9, в Санкт-Петербурге - на 12 процентов. И это еще не предел. В целом за июль более чем в 50 субъектах федерации розничная стоимость нефтепродуктов возросла на 10 с лишним процентов, а с начала года в 71 регионе тарифы подскочили на 59,9 процента (А-76 - 65,6, АИ-92 - 57,4).
Специалисты нефтяного рынка во Владивостоке в один голос утверждают, что даже эти повышенные цены не являются реальными. Чтобы быть на уровне мировых тарифов, они должны держаться на уровне 15 - 20 рублей за литр АИ-95. Другое дело, что такая стоимость не под силу подавляющему большинству простых владельцев автомобилей. Поэтому розничные продавцы нефтепродуктов будут вынуждены искать “золотую середину”.
В ближайшее время до таких запредельных высот им не позволят подняться органы исполнительной и законодательной власти - надвигаются выборы. К примеру, в Самарской области накануне новых выборов у владельцев АЗС, взвинтивших цены, стали элементарно отнимать лицензии. Естественно, рынок свое возьмет. После искусственного сдерживания тарифов произойдет обвальное падение цен. Это коснется всех. И пока не пришел очередной “черный вторник”, необходимо срочно предпринимать экстренные меры.
Начальник Приморской нефтеинспекции Анатолий Павко в беседе с журналистом “В” подчеркнул, что требуется вмешательство на федеральном уровне и введение государственного регулирования. Правительство должно создать собственную компанию. С наличием скважин, перерабатывающих комплексов, трубопроводов и сетью АЗС. Ведь ни в одной стране мира нет такого количества некорпоративных, фактически частно-индивидуальных заправок, как в нашей стране. Такая компания сможет составить конкуренцию частным монополистам и тем самым регулировать цены или сдерживать их рост. Именно она будет призвана обеспечить горюче-смазочными материалами село, министерства путей сообщения, обороны и чрезвычайных ситуаций.
Анатолий Николаевич считает, что и на местном уровне необходимо влиять на ситуацию. И не только силами одной администрации края. Мелкие предприниматели могли бы объединиться в более крупные компании. И тогда они смогут консолидировать финансы, закупать значительные объемы топлива, создавать значительные запасы, дабы не зависеть от перерабатывающих комплексов.
Что же стало причиной именно нынешнего витка цен? Ведь после 17 августа прошлого года все товары и услуги подорожали в несколько раз, а нефтепродукты - незначительно. И лишь только в конце прошедшей весны началось резкое повышение их стоимости.
Как ни странно, именно события в Югославии стали одним из главных толчков в изменении тарифной политики на мировом рынке. Создание запасов на случай войны, а потом и повальное потребление топлива самолетами, боевыми кораблями, танками и машинами привело к некоторому дефициту. А стало быть, и к повышению цен. Запад начал активно перерабатывать сырую нефть на керосин, бензин и дизельное топливо. Ощутилась нехватка мазута. У российских нефтяников мазут качественный (это касается и некоторых видов дизельного топлива), поэтому его стали закупать за рубежом в больших объемах. Причем по ценам внешнего рынка. Отечественным владельцам скважин и экспортерам продукции оказалось выгоднее реализовать этот товар за границей. Меньше сырой нефти стало поставляться на собственные перерабатывающие заводы для выпуска бензина, который на западе не пользуется спросом.
Вот вам и дефицит на внутреннем рынке. Им немедленно воспользовались “жучки-воротилы”. Именно перекупщики стали поднимать тарифы на нефтепродукты, но никак не владельцы заправок. Предприятия-изготовители простаивали, а стоимость многих видов топлива поползла вверх. Ее не остановит даже решение Сергея Степашина о немедленном перераспределении 3 миллионов тонн нефти на российские заводы. Ведь за это компании-монополисты не получат “живую” валюту, часть которой возвращается в виде налогов, а с государством рассчитаются взаимозачетами.
По мнению Анатолия Павко, подобная ситуация будет продолжаться в стране до середины осени, а временная стабилизация наступит только в октябре. В Приморье кризис продержится весь август. Если, конечно, цены не взлетят в 2 раза. Что постараются не допустить власти от Москвы до самых до окраин. Но и на нынешнем уровне цена не удержится. Уже в первых числах августа возможен очередной виток тарифов. Это касается высокооктанового бензина и дизельного топлива. Низкооктанового бензина нынешняя лихорадка особо не коснется.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"