С такими тарифами на самоокупаемость не перейдешь
Я постоянный читатель разных периодических изданий, в последнее время заметил такую тенденцию: как только наши чиновники начинают о чем-то говорить как о благе для горожан, значит, благами здесь и не пахнет.
Я постоянный читатель разных периодических изданий, в последнее время заметил такую тенденцию: как только наши чиновники начинают о чем-то говорить как о благе для горожан, значит, благами здесь и не пахнет.
Вот потому, когда пошли разговоры о том, как местные власти борются за то, чтобы смягчить повышение тарифов на коммунальные услуги, у меня сразу появилось желание проверить, как же все обстоит в действительности?
Я внимательно просмотрел новое законодательство по реформам жилищно-коммунального хозяйства, сравнив его с новыми тарифами. Наши чиновники любят ссылаться на постановление правительства РФ № 707 от 17.07.96 г., которым якобы введена новая правовая норма - тарифы утверждаются муниципальными органами. Да нет, граждане! И 40, и 60 лет назад тарифы утверждались местными советами, а не в Москве. Новшества же, введенные постановлением, заключаются в следующем: тарифы должны повышаться, чтобы со временем полностью покрыть затраты коммунального хозяйства. Устанавливается не два, а три вида платежей: первый - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях, второй - за коммунальные услуги, третий платеж - это налог на имущество или плата за наем.
Однако нам предъявляют к оплате пять видов платежей: содержание и ремонт мест общего пользования, обслуживание мусоропроводов, вывоз отходов, содержание лифтов. Непонятно, как можно было отделить лифт и мусоропровод от всего здания? Почему вывоз отходов исчисляется от одного человека, а не от кв. м жилья?
Кстати, законы по ЖКХ таковы, что любой жилец многоэтажного дома может заявить, что лифтом он не пользуется, а потому и платить за него не будет.
Администрация города наконец-то частично отрегулировала плату за отопление - она стала взиматься круглогодично. Ведь “Дальэнерго” должно 7 - 8 месяцев в году бесперебойно давать в квартиры тепло, а в остальное время ремонтировать, промывать и опрессовывать теплосети. Однако такая схема существовала еще 50 лет назад.
Спрашивается, зачем такие “новые” структуры тарифов понадобились коммунальщикам? Наверное, чтобы упростить себе работу. Такими тарифами чиновники обошли постановление № 707, где сказано: “В 1996 г. завершить переход на договорные отношения с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными организациями”. Вот и стал горкомхоз мэрии, а затем и городской администрации выдумывать новую структуру тарифов вместо работы по договорам - так проще чиновникам. Может, потому и лифты плохо работают, что нет договорных стимулов для организаций типа “Лифтремонт”, а есть лишь одна расценка?
Сами же тарифные ставки на коммунальные услуги явно завышены по сравнению с контрольными цифрами. Постановлением правительства РФ № 192 от 17.02.99 г. для Приморского края установлена норма потребления холодной и горячей воды 275 литров в сутки на одного человека. Нам же предъявляют к оплате 293 литра. Также завышен и расчет потребляемых гигакалорий на одного человека при расчетах потребления горячей воды и подачи тепла.
Другой закон по реформе ЖКХ - указ президента РФ № 425 от 28.04.97 г., где сказано, что местные власти должны вводить дифференцированные расценки за жилье, когда за более комфортабельную и лучше расположенную квартиру и платить нужно больше. У нас все наоборот - при прочих равных условиях одинаково приходится платить и за квартиру в центре, и за квартиру где-нибудь в спальном районе. А вот стоимость кв. метра тем ниже, чем меньше человек живет в квартире - если в трехкомнатной квартире проживает семья из четырех человек, то 1 кв. метр обходится им в 3,73 рубля. В этом же доме человек, живущий один в двухкомнатной квартире, платит 2,93 рубля за 1 кв. метр.
При такой тарифной сетке коммунальным службам никогда не стать самоокупаемыми - всегда будут нужны дотации. Выход видится в том, чтобы оставить 3 платежа, которые были бы привязаны не к количеству проживающих в квартире, а к ее метражу.
Автор: Олег КОБЗАРЬ, специально для "В"