В российских водах хозяевами должны быть россияне

ОАО “ПМП” продолжает оставаться самым преуспевающим предприятием Находки. Первая акционерная компания на морском транспорте (1992 год) и единственное (до 1998 года) полностью приватизированное частное пароходство в России являет собой респектабельный островок цивилизованного капитализма. Здесь регулярно выплачивают приличные дивиденды и не знают, что такое задержки по зарплате. Вполне естественно, что многие горожане мечтают устроиться на работу именно в эту компанию.О том, какой ценой достигается успех, об итогах работы в 1998 году, о планах и проблемах руководители предприятия рассказали на пресс-конференции, посвященной состоявшемуся накануне годовому собранию акционеров

20 июль 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №627 от 20 июль 1999

ОАО “ПМП” продолжает оставаться самым преуспевающим предприятием Находки. Первая акционерная компания на морском транспорте (1992 год) и единственное (до 1998 года) полностью приватизированное частное пароходство в России являет собой респектабельный островок цивилизованного капитализма. Здесь регулярно выплачивают приличные дивиденды и не знают, что такое задержки по зарплате. Вполне естественно, что многие горожане мечтают устроиться на работу именно в эту компанию.О том, какой ценой достигается успех, об итогах работы в 1998 году, о планах и проблемах руководители предприятия рассказали на пресс-конференции, посвященной состоявшемуся накануне годовому собранию акционеров

Это еще раз подтвердило собрание акционеров ОАО “Приморское морское пароходство”

“Крутиться” удавалось

- Год был непростым. В связи с провалом мирового фрахтового рынка наши доходы по сравнению с 97-м годом немного уменьшились. Тем не менее сработали хорошо. Балансовая прибыль составила 139 млн. рублей. Соответственно фондообразующая прибыль получилась у нас в пределах 104 млн. рублей. Решением акционерного собрания и совета директоров на выплату дивидендов будет направлено более 10 млн. рублей.

Справка “В”. По данным пресс-службы ОАО “ПМП”, уставный капитал пароходства в 1998 году не менялся и по-прежнему составляет 553 млн. 50 тыс. рублей. Общее количество акций - 22 122 000 штук номинальной стоимостью 25 рублей каждая. На дату созыва собрания по итогам 1998 года по реестру числилcя 6671 акционер (5792 в 1997 году).

Непростые условия вынудили нас “крутиться” побыстрее. В результате объем перевезенных грузов превысил аналогичный показатель 97-го года на 1 млн. тонн. Если говорить о балансовом флоте, то использование основных средств увеличилось на 52 процента. Вырос период эксплуатационного времени.

Я благодарен менеджерам, особенно специалистам департамента управления флотом, сделавшим все возможное, чтобы флот не простаивал. Очень хорошо поработали наши дочерние компании в Сингапуре и Лондоне, которые сумели в условиях жесткой конкуренции, обусловленной падением фрахтовых ставок на нефть, сохранить все наши долгосрочные таймчартеры. В результате нам удалось отстоять свои позиции на международном рынке.

А вот на внутреннем рынке перевозчикам скоро места не найдется. Федеральная программа возрождения торгового флота России давно не финансируется в необходимом объеме. Флот стареет. На этом фоне исключение составляет только Приморское пароходство, которое успешно развивается и строится. Но проблемы есть, и нешуточные.

Объемы капитальных перевозок нефтепродуктов в общем объеме перевозимых пароходством грузов упали с былых 60 до 5 процентов. Транспортная составляющая сахалинских проектов и вовсе отдана на откуп иностранцам. Если не изменится ситуация на самом высоком уровне, нефть Сахалина будут возить какие угодно, но только не российские суда.

С прицелом на Сахалин

Флот за этот период времени пополнился на четыре единицы. В 98-м году мы получили последний пароход из серии пятитысячников - “Абакан” и завершили строительство трех судов дедвейтом 46 тысяч тонн, которые сейчас успешно работают. Это танкеры-химовозы “Москальво”, “Марчекан” и “Моннерон”. Заказ выполнила, причем очень качественно, южнокорейская верфь Daedong Shipbuilding Co Ltd.

Мы рассчитывали, что 46-тысячники будут возить нефть с Сахалина, но в связи с задержками по разработке сахалинского шельфа они пока используются на других маршрутах.

Дальнейшее обновление флота корпорации будет также связано с проектами “Сахалин-1”, “Сахалин-2”. Уже принято решение о строительстве двух танкеров типа “Афрамакс” дедвейтом в 105 тысяч тонн. Их выход планируется в 2000 году.

Справка “В”. Всего за шесть лет существования пароходства как акционерного общества было построено тринадцать новых судов. Состав флота вырос с 38 до 45 пароходов, а дедвейт достиг 705 тысяч тонн. Средний возраст флота поддерживается на уровне 11,2-11,5 года.

Мы никому не должны

Нас кое-кто упрекает, что мы мало платим налогов. Между тем эта сумма растет из года в год. По 98 году мы заплатили во все уровни бюджета и внебюджетные фонды порядка 63 млн. рублей. Основная сумма остается в Находке - более 41 млн. рублей. В краевой бюджет идет около 7 млн. рублей и свыше 15 - в федеральный. Это больше показателя 97-го года где-то на 13 млн. рублей. А в 99-м году только за первый квартал мы заплатили во все уровни бюджета уже 34 миллиона. То есть, по нашим расчетам, всего в течение года в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды будет перечислено под 100 млн. рублей.

Кстати, если взять схему налогообложения основных налогоплательщиков края (подоходный налог, отчисления в фонд социального страхования и в фонд обязательного медицинского страхования), то по объему налоговых платежей пароходство сегодня входит в первую семерку среди предприятий края. А ведь до 92-го года мы в этой “табели о рангах” никогда не поднимались выше 50-го места.

На будущем не экономят

Компания традиционно не скупится в средствах, выделяемых на социальные нужды своих работников. Это наш принцип. Только на содержание социальной сферы мы расходуем в год порядка 10 млн. рублей. Что касается зарплаты, то она по сравнению с 97-м годом выросла в два раза. Только в первом полугодии 99-го года мы дважды повышали ее размеры. В октябре планируется очередное повышение. В общем, зарплата большая, но люди ее отрабатывают. В этом плане мы стараемся работать по мировым стандартам. В себестоимости наших услуг по перевозкам зарплата составляет уже 23 процента.

Вообще в списке приоритетов компании на первом месте сейчас стоит даже не строительство флота, а кадры, от которых, как известно, зависит все. У нас созданы неплохие условия для переподготовки и учебы сотрудников, зато и требования, предъявляемые им, достаточно серьезны. Ведь чтобы работать на международном рынке, нельзя обойтись без знания, скажем, международных конвенций и английского языка. Поэтому перед работниками компании поставлена задача преодолеть эти и подобные барьеры до 2000 года.

Банкиры нам поверили

- Находясь в Лондоне, я большую часть времени занимаюсь работой с банками, кредитующими нас в строительстве новых судов. Банкиры озабочены надежностью своих вложений, и их интересует не только профессионализм менеджмента потенциального клиента, но также вопросы политической стабильности представляемого компанией региона. Поэтому они очень внимательно следят за прессой. И они видят, что в блоках политических новостей, идущих из России, Приморье фигурирует чаще всех. Это подрывает доверие, приходится объясняться, доказывать - с цифрами, с документами, - что не все так плохо, как вещают.

Тем не менее относятся к нам очень хорошо. Судите сами: если уровень обеспечения займов у нас еще вчера составлял 147 процентов, то сегодня банкиры опустили эту планку до 134 процентов. Это говорит о многом. И если на то, чтобы получить первый кредит от европейского банка (под 250 процентов обеспечения), ушло два года, то на оформление последнего хватило трех месяцев.

Мы наработали потенциал практически со всеми европейскими банками. Последний полученный нами кредит от голландского банка Mies Pirson в размере 61 миллиона долларов направлен на осуществление одного из проектов - постройку танкеров дедвейтом более ста тысяч тонн. В конце 1998 года тендер на строительство двух таких судов, предназначенных на реализацию проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2”, выиграла южнокорейская фирма Hyundai Heavy Industries.

Справка “В”. В 1998 году компания АО “ПМП” была принята в престижную международную ассоциацию независимых танкерных судовладельцев INTERTANKO.

Можем ведь и уйти

В последнее время вокруг пароходства формируется негативное отношение. А ведь речь идет о компании, которая в

98-м году дала 41 миллион в бюджет города. Которая несколько лет назад безвозмездно построила и передала городу трансформаторную подстанцию, когда из-за ливней не было света. Которая постоянно завозила в долг топливо для котельных города. Не понимаю.

Говорят, что пароходство избавилось от жилого фонда, от детских садов, не занимается детьми. А я вот прошелся по Находке и оазис увидел только в тех районах, которые относятся к ведомству ОАО “ПМП”. Сегодня это едва ли не единственное предприятие, которое реально помогает городу в решении жизненно важных вопросов.

Очевидно, тот передел собственности, который идет в стране, не миновал и флот. Прессинг испытывают и такие крупные судоходные компании Дальнего Востока, как “Востоктрансфлот”, “ДВ пароходство”.

В связи с этим хочу заявить следующее. Если местные власти не устраивает то, что ОАО “ПМП” регулярно платит весомые налоги, если Находке и Приморью не нужно такое законопослушное и стабильно развивающееся предприятие, то мы, сохранив наш флот и рабочие места, перейдем на другую территорию, где нас будут уважать и ценить за добросовестный труд. Такой исход событий руководство компании не исключает.

Бизнесом надо заниматьс

я

Справка “В”. Сергей Поправко - самый молодой и один из самых образованных заместителей генерального директора пароходства. Ему 38 лет, он окончил судоводительский факультет ДВВИМУ и Всемирный морской университет в Швеции. Является почетным членом Института чартерных судовых брокеров в Лондоне. В том, что флот пароходства в прошлом году не простаивал, - его немалая заслуга.

- За эти годы удалось получить очень разветвленную сеть брокеров по всему миру. Мы неплохо изучили международный рынок, вышли на солидных фрахтователей и смогли убедить их, что можем возить качественный груз без коммерческого брака, что наши суда отвечают высочайшим стандартам. Это случилось, конечно, не вдруг, не сразу, но к 98 году накопленные наработки перешли в качество, и произошел настоящий скачок по сравнению с 97-м годом, когда очень много судов находилось на простое.

Несколько оживился после августа местный каботажный рынок - стало выгодно торговать домашним топливом, частота местных перевозок тоже возросла.

Практически 70 процентов внешнего каботажа делается нашими “малышами”. Кроме того, в 98-м году нам удалось перевести сюда большой флот, и сейчас мы закрываем большую часть объема экспортных перевозок. Раньше приоритет удерживали китайцы, работавшие на демпинге. Мы убедили фрахтователей, что есть смысл иметь дело с нами - пусть это будет чуть дороже, зато качественнее.

Интерес к компании на мировом рынке проявлен нешуточный. Сейчас эти связи необходимо развивать. А что касается перспективных направлений, то задачей номер один остается наличие долгосрочных контрактов, позволяющих иметь гарантированный выход к фрахтователям на несколько лет.

Справка “В”. В 1998 году Приморскому морскому пароходству вручен почетный диплом лучшего экспортера России.

Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"