Иван Роговой: Искать резервы, а не отговорки

Перед летними каникулами депутаты думы Приморского края единогласно приняли решение ввести в крае в действие федеральный закон РФ "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", согласно которому с 1 апреля этого года размер их минимальной ставки вырос до 110 рублей. Однако это решение далось непросто. Корреспондент "В" встретился с депутатом думы Иваном Роговым и побеседовал на тему, волнующую всех государевых людей, а также о том, что еще занимает сегодня умы краевого депутатского корпуса и является предметом его законотворчества.

1 июль 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №617 от 1 июль 1999

Перед летними каникулами депутаты думы Приморского края единогласно приняли решение ввести в крае в действие федеральный закон РФ "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", согласно которому с 1 апреля этого года размер их минимальной ставки вырос до 110 рублей. Однако это решение далось непросто. Корреспондент "В" встретился с депутатом думы Иваном Роговым и побеседовал на тему, волнующую всех государевых людей, а также о том, что еще занимает сегодня умы краевого депутатского корпуса и является предметом его законотворчества.

- Иван Павлович, вопрос повышения зарплаты бюджетникам - один из наиболее общественно значимых...

- Бесспорно, поскольку затрагивает интересы не менее одной трети работающего населения края. Речь идет об увеличении минимальной ставки единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Согласно принятому по этому поводу федеральному закону РФ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы", принятому в декабре 1998 года и подписанному президентом России в феврале 1999 года, минимальная ставка 1-го разряда ЕТС с 1 апреля этого года должна составлять 110 рублей. На основании этого в краевом бюджете необходимо предусмотреть соответствующую статью расходов, способствующую реализации данного закона. Этот федеральный закон, который, как и любой другой его уровня, является обязательным для всех субъектов федерации, в том числе и для Приморского края, но у нас пока что не работает.

- В чем причина такого положения?

- Администрация края мотивирует невведение закона "отсутствием финансовых средств". Это нонсенс, идущий при явном попустительстве краевых надзорных органов. Дума Приморского края выносила этот вопрос на майскую сессию, на которой присутствовали представители общественных организаций, отраслевых профсоюзов медиков, учителей и других бюджетных организаций. На ней было рассмотрено обращение, поступившее в думу от краевой администрации, в котором содержалось предложение о введении вышеуказанного федерального закона на территории края не с 1 апреля, а с 1 октября.

- Правомерно ли такое обращение в принципе?

- 19 депутатов думы, в том числе и я, считают, что безусловно нет. Тем не менее пришлось прибегнуть к поименному голосованию по поводу удовлетворения данного предложения. И не хватило всего одного голоса, чтобы оно не прошло (19 депутатов проголосовали против, 10 - за, 6 - воздержались). Но по инициативе председателя думского комитета по социальной политике и защите прав граждан Михаила Журавского в соответствии с регламентом думы собрано необходимое количество депутатских подписей за то, чтобы не ставить в этом вопросе точку и включить его в повестку дня очередной июньской сессии.

Группа депутатов занимает принципиальную позицию за безоговорочное выполнение федерального закона и не намерена сдаваться в данном вопросе, тем более что итоги состоявшегося по нему голосования вызвали резко негативную реакцию работников бюджетной сферы по всему краю: дума получила массу писем, телеграмм и звонков, в которых прозвучало негодование в адрес тех депутатов, кто поддержал предложение краевой исполнительной власти, ущемляющее их законные права и интересы.

- Ввод такого закона в строй "действующих" должен быть подкреплен определенными средствами. Насколько это дело сегодня реально в Приморье?

- Наши бюджетники финансируются по трем каналам - федеральному, краевому и муниципальным. "Федеральщикам" проще - соответствующим правительственным постановлением предусмотрено дополнительное финансирование из федерального бюджета всех мер, направленных на реализацию данного закона. Что касается "краевиков" и "муниципальщиков", то тут придется исходить из местных условий.

Но большинство депутатов думы обоснованно считает, что в крае сегодня есть реальные резервы, вполне достаточные для того, чтобы спроецировать действие нового закона и на краевых бюджетников.

Какие? Давайте загибать пальцы. Так, опубликован список 197 крупнейших действующих предприятий края, являющихся должниками по налогам в бюджеты всех уровней. Суммы задолженностей в нем даны по состоянию на 1 января этого года, и общая составляет ни много ни мало 3 миллиарда 276 миллионов 908 рублей (из нее в федеральный бюджет - 1.833.428.000, краевой - 284.177.000 и местный - 1.158.300 рублей). В это же время доходная статья недавно утвержденного краевого бюджета определена в 3.303.561.000 рублей - сумму, вполне сопоставимую с общей задолженностью предприятий из этого черного списка.

Далее. До сих пор у нас не действует закон о производстве и реализации алкогольной продукции, призванный ощутимо пополнить краевой бюджет, стимулируя собственных товаропроизводителей и четко регламентируя квоты на продукцию, ввозимую из-за пределов края.

А с добычей рыбы и совсем интересная ситуация: в этой отрасли, издавна считавшейся прибыльнейшей в крае, собираемость средств от налоговых поступлений и продажи квот составляет всего четыре процента.

Теперь о "странном" расходовании средств краевого бюджета. Только за прошлый год 34 раза выезжали делегации краевой администрации во всевозможные командировки, в том числе и "по обмену опытом", и среди этих вояжей были и впрямь экзотические - в Австрию, Нидерланды, Канаду, на Кипр...

В течение 1996-1998 годов из краевого кармана были выделены деньги на строительство жилья. В самом этом факте нет ничего странного или предосудительного, но дело в том, что квартиры эти предназначены для представителей федеральных структур и ведомств - МВД, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих. Этот факт вызвал законное возмущение ряда депутатов думы, и сегодня вопросом нецелевого использования средств краевой казны занимается контрольно-счетная палата думы.

И хочу вновь подчеркнуть, что сегодня найти деньги, чтобы выдать зарплату врачу, учителю, работнику культуры, не составит очень большого труда. Возьмем хотя бы известный 5-процентный налог с продаж, введенный 1 апреля этого года, причем столь интересным образом, что его бремя легло не на плечи продавцов, коммерсантов, как это изначально предусматривалось, а ударило по карману покупателей, которые в очередной раз остались при своих интересах. Но так или иначе, а за те две недели, что изымались эти самые пять покупательских процентов, краевой бюджет смог получить благодаря этому нововведению 33,5 миллиона живых рублей. Не трудно посчитать, что при таком напоре денежной струи край ежемесячно получал бы 67 миллионов, что составило бы в год порядка 804 миллионов...

Впечатляет. Но специалистами уже подсчитано, что при введении в Приморье нового закона о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности краевой бюджет получит подпитку не менее двух миллиардов рублей! И это при том, что администрацией края заложена в консолидированный краевой бюджет гораздо более скромная цифра - 402,3 миллиона. Так что есть резервы, что бы нам ни говорили...

- Что сегодня отличает краевую экономику?

- Я бы назвал сложившуюся ситуацию экономическим тупиком: при 100-процентных федеральных трансфертах мы имеем крайне низкую собираемость налогов, поскольку нет положенной отдачи в бюджет от продажи алкоголя, рыбы, леса, полезных ископаемых, металлолома - не работают законы...

- Приморье - край уникальный не только своими таежными, морскими и прочими богатствами, он обладает завидным геополитическим положением - это дальневосточные ворота России...

- И тем более для нас преступно влачить такое существование. Но инвестор подобен дикому оленю - он чутко реагирует на любой шорох в нашей политической, экономической и социальной устойчивости. И уже на 40 процентов (в силу известных внешних и внутренних событий и потрясений) упал за последнее время уровень зарубежных инвестиций в приморскую экономику.

Чтобы поправить дело, нам нужна прежде всего стабильность, во всех сферах - и в политической, и в банковско-финансовой, и в экономической, во всех ветвях власти, чтобы безукоснительно исполнялись законы, принятые на любом из уровней, чтобы обеспечивались надежными гарантиями все полезные для нас экономические мероприятия и инвестиционные начинания - идущие как изнутри, так и со стороны. Без этого просто не обойтись - ни сегодня, ни тем более завтра.

Но даже в этих условиях поиски резервов - занятие нелишнее и небесполезное.

Автор: Алексей ЛЕБЕДЕВИЧ, "Владивосток"