Идет охота на ловцов
На острове Русском в бухте Новик оперативниками региональной инспекции охраны морских биоресурсов Федеральной пограничной службы задержаны с добычей трое ловцов трепанга, “работающих” под прикрытием... инспектора этой же службы.
На острове Русском в бухте Новик оперативниками региональной инспекции охраны морских биоресурсов Федеральной пограничной службы задержаны с добычей трое ловцов трепанга, “работающих” под прикрытием... инспектора этой же службы.
Незаконный промысел трепанга принял характер массовой эпидемииСотрудники оперативной инспекции уже давно получали сигналы, что в этой бухте ведется интенсивный промысел морепродуктов и что якобы “крышей” ловцам служит работник одного из подразделений РИ ОМБИР ФПС. А так как природоохранная пограничная служба - очень молодое ведомство и к чести мундира там еще отношение очень трепетное, со слухами решили разобраться на месте. Поэтому группа в составе начальника оперативной инспекции Сергея Демидова, старшего госинспектора Александра Держака, госинспектора Александра Зайцева, сотрудников службы собственной безопасности по ТОРУ ФПС РФ и корреспондента “В” с его женой и многочисленными детьми вышла на катере в бухту Новик.
Честно сказать, корр. “В” сначала сопротивлялся участию в рейде своего семейства, но Демидов уверил, что это “производственная необходимость” и что дети принесут огромную пользу в поимке злостных расхитителей морских богатств.
Наша громко галдящая компания высадилась на причал близ торпедного склада ТОФ и дружно двинулась по тропинке вдоль берега. И буквально за первым же мысом натолкнулись на микроавтобус, у которого стояла группа молодых людей, облаченных в “мокрые” гидрокостюмы. Под веселый щебет детей мы прошагали мимо.
- Черт, точно инспектор с ними,- ругается Сергей Демидов. - Мог узнать. А брать сразу нельзя - пустые. Скажут, что занимаются подводной охотой или сбором металлолома. Нужно подождать.
Подождали. Развели в удобном месте костер, разложили незамысловатую домашнюю снедь, выставили на видное место бутылку с "зеленым змием". Дети разбрелись по берегу.
Через полчаса появился с обходом (будто погулять вышел) "подозреваемый" инспектор. При виде его компания начала активно веселиться: петь песни, предлагать друг другу выпить незамедлительно. Инспектор, успокоенный беззаботной атмосферой на берегу, посчитал, очевидно, что мы приехали просто отдохнуть, а потому со спокойной душой удалился.
Женщины, прогулявшись по бережку с детьми, "доложили", что аквалангисты пошли в воду. Поэтому мы пошли к аквалангистам.
Сказать, что встреча с ними проходила в радостной и доброжелательной обстановке, я при всем желании не могу. Инспектор сначала категорически отказался открывать автобус, требуя своего непосредственного начальника. Он популярно объяснил, что "аквалангисты - его друзья, ныряют они за металлом и нашли под водой медную трубу". Но когда начальник опергруппы, устав уговаривать своего "коллегу", вызвал милицию, инспектор все-таки представил автобус к осмотру. В багажнике были две молочные фляги с трепангом, драга для ловли чилимов и шесть пустых баллонов аквалангов.
Несколько смущенный страж водных ресурсов сменил линию поведения. Он вытащил из сумки уже заполненный протокол, из которого явствовало, что в результате рейда трепанг был изъят у неустановленных лиц. Сами же эти "лица", естественно, успели скрыться, ибо оказались очень быстрыми на ноги.
Но друзья инспектора умудрились смазать подобную линию защиты. В присутствии прибывших на место задержания сотрудников Фрунзенского РОВД (начальника ТПН о. Русского капитана милиции А. Бошарова, участковых инспекторов В. Коваленко и Е. Петухова) они собственноручно вывели в протоколе, что "занимались ловлей трепанга для еды".
Аппетит у этих троих молодых людей оказался отменный - 902 штуки трепанга и 22 гребешка, наверное, за раз не осилишь. Придется есть всю неделю. Хотя уже не придется - трепанг милиция изъяла, а перед браконьерами замаячила перспектива уголовной ответственности. Не повезло и их "крыше" - засветившийся инспектор на сегодняшний день инспектором уже не является. Пограничники подобные "инициативы" своим представителям с рук не спускают, тем более что ущерб от действий этой группы исчисляется в 3973 рубля.
В последнее время промысел трепанга принял характер какой-то массовой эпидемии. Группы ловцов с прикрытием и без такового попадаются с поличным милиции и работникам природоохраны чуть ли не каждый день. Но еще больше охотников за "морскими огурцами" остаются безнаказанными. Ведь к каждому браконьеру рыбинспектора не приставишь, да и техническая оснащенность "промысловых бригад" зачастую гораздо круче, чем у органов охраны. А итоги такого лова налицо - прибрежные воды уже практически очищены от трепанга. И, как с горечью говорят сами природоохранники, запретительными и карательными мерами положение здесь вряд ли исправишь. Слишком высокую цену предлагают китайские перекупщики за этот морской деликатес, чтобы жители прибрежных районов, в основной массе своей сидящие без работы, смогли удержаться от подобного бизнеса. Избавиться же от "трепанговой проблемы" можно лишь одним способом - ликвидировать рынки сбыта. Но это предложение, как ни печально, пока можно отнести лишь к области фантастики. Ибо пока будет существовать трепанг, будет существовать и рынок его сбыта. А вот когда дно дальневосточных морей будет полностью очищено от валютоемких объектов, тогда и наступит в наших водах тишь и благодать.
Автор: Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"