“Будем отключать свет... во имя спасения России”
В конце минувшего года как-то незаметно для средств массовой информации в Москве прошел чрезвычайный съезд энергетиков России. В его работе приняли участие 636 делегатов от более 70 региональных акционерных обществ энергетики и электрификации, в том числе более 20 человек из Приморского края - представители АО “Дальэнерго” и Приморской ГРЭС. В качестве гостей на съезде присутствовали и выступали первый вице-премьер РФ Алексей Большаков, председатель комитета Госдумы по промышленности Виктор Гусев, министр топлива и энергетики Петр Родионов, председатель Союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский и другие.
В конце минувшего года как-то незаметно для средств массовой информации в Москве прошел чрезвычайный съезд энергетиков России. В его работе приняли участие 636 делегатов от более 70 региональных акционерных обществ энергетики и электрификации, в том числе более 20 человек из Приморского края - представители АО “Дальэнерго” и Приморской ГРЭС. В качестве гостей на съезде присутствовали и выступали первый вице-премьер РФ Алексей Большаков, председатель комитета Госдумы по промышленности Виктор Гусев, министр топлива и энергетики Петр Родионов, председатель Союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский и другие.
Последний раз столь крупный сбор энергетики проводили 6 лет назад. С тех пор произошли гигантские изменения. Из общей единой энергосистемы СССР выделились независимые системы новых государств. В 1993 году было образовано РАО “ЕЭС России”, которое представляет собой огромный холдинг. В жестких условиях перехода к рынку все же удалось сохранить уникальную единую энергетическую систему, единое управление ею и основной потенциал. Тем не менее нынешний съезд был созван по инициативе электропрофсоюза прежде всего в связи с резким ухудшением экономического положения предприятий энергетики, вызванным массовыми неплатежами потребителей, задержками выплаты заработной платы, отсутствием оборотных средств для приобретения топлива и проведения ремонтных работ, острым недостатком инвестиций для строительства и технического перевооружения.
Основные проблемы отрасли были обозначены в докладе генерального директора РАО “ЕЭС России” члена-корреспондента РАН, профессора Анатолия Дьякова. Все выступавшие на съезде представители энергосистем так или иначе подтверждали справедливость сказанного им, приводя примеры из собственной практики. По данным руководителя РАО, за последнее время работа энергетики резко ухудшилась и продолжает ухудшаться.
Источник проблем - за пределами отраслиПо словам главного энергетика России, сегодня уровень оплаты потребителями не превышает 75 процентов, из них деньгами - не более 15 процентов. При этом “поставщик электроэнергии не вправе требовать у потребителя оплаты, да еще при этом не может отключить его, а если отключил, то будет нести за это ответственность. В этой ситуации даже дисциплинированные потребители перестают платить, потому что никакой ответственности фактически нет”.
Не менее важная проблема, по словам президента РАО “ЕЭС России”, - это перепродавцы электрической энергии, которые являются преимущественно муниципальными предприятиями. Они превратились фактически в денежный фильтр, дальше которого живые средства практически не идут, и те, кто производит энергию, остаются без денег. Руководство РАО предлагает передать перепродавцов в состав энергетических АО, предоставив на эту величину пакет акций для участия субъектов федерации в акционерных обществах.
В-третьих, очень сложные отношения сложились между предприятиями энергетики и бюджетами всех уровней. Огромные долги за энергию предприятий, финансируемых из федерального и местных бюджетов, примерно в 2 раза превышают задолженность в бюджет предприятий энергетики. При этом государство применяет к ним санкции и описывает имущество, что, по мнению Анатолия Дьякова, просто абсурдно. Как и то, что государство объявляет банкротами предприятия, деятельность которых оно же и регулирует.
Нужна ли энергетика государству?По мнению большинства делегатов съезда, государство ведет крайне непоследовательную и непонятную политику в области энергоснабжения. Больше всего у энергетиков болит душа за сохранение устойчивого режима работы единой энергетической системы, который постоянно находится под угрозой срыва из-за нехватки топлива. В прошлом году единая энергосистема 20 процентов календарного времени работала с частотой ниже нормы. Поддержание частоты даже на этом уровне вынуждало энергетиков вводить ограничения на потребление и отключать потребителей. В этих условиях, по словам Анатолия Дьякова, неправомерно и крайне опасно вмешательство руководителей администраций регионов в действия оперативного персонала энергосистем. “Запрещение проводить отключения при недостатке топлива может привести к потере устойчивости в любом сечении ЕЭС и развалу ее на отдельные части, непредсказуемым последствиям для атомных электростанций, массовому отключению потребителей,” - сказал он в своем выступлении на съезде.
Президент РАО “ЕЭС России” коснулся и государственной политики “замораживания” тарифов на электроэнергию, когда тариф долгое время не изменяется, а рост цен на топливо и другие расходные материалы и услуги делает энергоснабжающие организации убыточными. Таким образом, за 9 месяцев минувшего года убыточными стали 14 энергетических АО. Кроме того, по мнению руководства РАО, следует изменить сложившийся дисбаланс цен, когда население платит мало, а промышленность - много.
“Повсеместно продолжаются запреты на отключения энергии потребителям-неплательщикам, - заявил Анатолий Дьяков. - Региональные энергетические комиссии по-прежнему занижают тарифы. Мы надеемся, что органы, контролирующие исполнение законов и нормативно-правовых актов, обратят внимание на эти проблемы и усилят контроль за исполнением законодательства в области энергетики... Если нам не будут платить, мы будем отключать. Во имя спасения энергетики, во имя спасения России”, - сказал Анатолий Дьяков. Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.
Съезд энергетиков потребовал от правительства приложить все усилия для сохранения единой энергетической системы России и прекратить передачу акций РАО “ЕЭС России” западным компаниям, так как это угрожает энергетической безопасности страны.
Слово “Приморье” московских чиновников пугаетО Приморье на съезде вспоминали редко. Упомянул о нашем крае первый вице-премьер Алексей Большаков, когда убеждал энергетиков в том, что правительство уделяет большое внимание проблемам их отрасли. “Для того, чтобы понять всю тяжесть ситуации, достаточно вспомнить, что у нас было недавно в Приморье, - сказал он. - Я глубоко убежден, что Россия не должна и не будет жить во мгле”. Второй раз приморский энергокризис вспомнил делегат из Челябинска, доказывая, что правительство, наоборот, не оказывает достаточной поддержки энергетике. “Не надо большой мудрости, чтобы повторить в любом регионе России то, что произошло в Приморье”, - сказал он.
Алексей Большаков и Анатолий Дьяков на импровизированной пресс-конференции в перерыве съезда отказались комментировать энергетическую ситуацию в Приморье. Заместитель министра топлива и энергетики Виктор Кудрявый заявил “В”, что “Москва сделала для Приморья все, что могла. В том, что не выполняется протокол Большакова, нашей вины нет”.
“Пока не грянет “приморский гром”, губернаторы не перекрестятся”, - так в брошюре о причинах энергокризиса в России, распространявшейся на съезде, называется глава, критикующая деятельность региональных энергетических комиссий, которые необоснованно занижают энерготариф. Слово “Приморье” среди энергетиков стало уже нарицательным и обозначает не крайнюю степень энергетического кризиса, а скорее конфликт, доведенный до абсурда. Когда на трибуну съезда поднялся председатель приморского крайкома электропрофсоюза Михаил Антипенко, по залу прошелестел вздох сочувствия.
Тем не менее рассчитывать на помощь из Москвы нам больше не приходится. Первый вице-президент РАО “ЕЭС России” Олег Бритвин заявил “В”, что после той помощи, которая была оказана Приморью федеральным центром, жаловаться на что-то просто неприлично. “Теперь решение энергетической проблемы в крае зависит только от местных властей”, - сказал он.
Всем придется сесть за стол переговоровИ все же съезд энергетиков России в какой-то мере помог приморцам. Так считает генеральный директор АО “Дальэнерго” Василий Полещук:
- Энергетика - это единое целое, поэтому вычленять какую-то пользу для Дальнего Востока, по-моему, невозможно. Дело в том, что некоторые “горячие головы” в правительстве желают в угоду Международному валютному фонду растащить энергетику на составные части. Съезд высказался решительно против этого. А если мы создадим единую энергосистему, то это позволит нам сохранить управляемость, возможность взаимопомощи: мы же, когда нам тяжело, хочешь не хочешь, а бежим в РАО и просим о перетоках. А нас предлагают разделить. А куда нам тогда бежать? В Японию, что ли?
- Может ли получить реальное развитие идея о создании энергетических комиссий по территориальному признаку, которую выдвинул с трибуны съезда председатель приморского электропрофсоюза Михаил Антипенко? - спросил В. Полещука корреспондент “В”.
- Вообще-то так считают все энергетики. Если уж создавать региональные комиссии, то они должны быть не такие, как сейчас, а действительно региональные: то есть по регионам Сибири, Дальнего Востока, Урала и т. д. Во-первых, для того, чтобы исключить всякий субъективизм и местничество, во-вторых, чтобы при формировании тарифа максимально учитывать экономическую специфику всего региона. Пусть эта РЭК устанавливает даже разные тарифы в краях и областях, но мы могли бы друг другу помогать и координировать свои действия. А сейчас мы разобщены: у нас своя “кухня”, в Хабаровске своя, а нормальных взаимоотношений, обмена опытом по сути нет.
Нам, энергетикам, хотелось бы, чтобы электроэнергия была дешевой и отпускалась неограниченно. Но этого, если мы пришли в рынок, быть не может. Сегодня в Японии можно купить уголь дешевле, чем в “Приморскугле”, а из Кореи гнать нефть опять же дешевле, чем из Комсомольска. Получается, что цены, по которым мы берем топливо, в 2 раза выше мировых. При этом меня критикуют за то, что цена электроэнергии находится на мировом уровне. Так меня же хвалить надо! Я же умудряюсь фактически снижать цену в 2 раза. Вот пока мы не приведем этот механизм в порядок, не решим проблему в комплексе, мы так и будем хромать.
- У нас есть пример “протокола Большакова”, когда заинтересованные стороны собрались за одним столом и выработали единую позицию по решению энергетической проблемы. Неужели руководство “Дальэнерго”, “Приморскугля”, краевой администрации, главы городов и районов края не могут разработать и подписать подобный “протокол”, в котором была бы выражена общая позиция по выводу энергетики из кризиса и четко определены обязанности каждой из сторон? - спросил корреспондент “В”.
- Я бы мечтал о таком разговоре и таком документе. Но не получается. Все говорят: “Давай, и так, чтобы было дешево”. При этом еще и платить не хотят. Вот главный принцип всех наших администраторов. А большинство потребителей считает, что электричество у нас льется с небес, а тепло дает нам слесарь ЖЭКа.
Конечно, именно так и надо сделать: собраться и поговорить. Но для этого нужна добрая воля всех заинтересованных сторон. И в конце концов, мы все равно к этому придем.
Правительство не мерзнетСказать точно, что ожидает энергетику России в ближайшее время, сегодня не может никто, так же, как никто не поставит объективный и точный диагноз болезни, от которой страдает эта ключевая отрасль страны. Даже в правительстве, которое является по сути последней инстанцией в решении экономических споров, нет по этому поводу единого мнения. Уже после Нового года “В” обратился в пресс-службу РАО “ЕЭС России” для того, чтобы выяснить, нашли ли предложения съезда энергетиков отклик в правительстве.
- Сложно сказать, - ответили нам в пресс-службе. - Безусловно, правительство прислушалось к мнению съезда, и там сейчас ведется проработка возможных путей решения энергетической проблемы, естественно, с учетом наших предложений. Но дело в том, что у них есть множество других насущных проблем, и поэтому до комплексного решения проблем энергетики у них попросту не доходят руки. Они ведь не мерзнут.
Тем временем над остальной территорией России все явственней нависает угроза замерзания. И нам остается только ждать, когда у властей найдутся время и силы для того, чтобы отбросить в стороны политические и иные амбиции и сформировать единую программу выхода из кризиса.
Автор: Сергей ЧЕЧУГО, “Владивосток”