КРЕЙСЕРА ПОСТОЯТ... И ЛОЖАТСЯ НА ДНО

Атомный ракетный крейсер “Михаил Фрунзе” вступил в строй в 1983 году. В 1985 году в составе группы кораблей прибыл на Тихоокеанский флот и тут же стал флагманом. Американцы, всегда гордившиеся своим превосходством, после появления в составе советского ВМФ кораблей этого класса начали поговаривать о “значительной бреши, образовавшейся в морской обороне США”. После этого на американских линкорах типа “Нью-Джерси” была произведена модернизация и установлены крылатые ракеты “Томагавк”. Однако и они не перекрывали дальность стрельбы ракетного комплекса “Фрунзе”.

17 июнь 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №609 от 17 июнь 1999

Атомный ракетный крейсер “Михаил Фрунзе” вступил в строй в 1983 году. В 1985 году в составе группы кораблей прибыл на Тихоокеанский флот и тут же стал флагманом. Американцы, всегда гордившиеся своим превосходством, после появления в составе советского ВМФ кораблей этого класса начали поговаривать о “значительной бреши, образовавшейся в морской обороне США”. После этого на американских линкорах типа “Нью-Джерси” была произведена модернизация и установлены крылатые ракеты “Томагавк”. Однако и они не перекрывали дальность стрельбы ракетного комплекса “Фрунзе”.

Справка. Тяжелый атомный ракетный крейсер “Михаил Фрунзе” пр. 1144.2 второй в серии из 5 кораблей этого класса. (На сегодняшний день на Северном флоте в строю остаются “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. “Адмирал Ушаков” (бывший “Киров”) нуждается в капитальном ремонте и скорее всего также будет выведен из состава ВМФ, “Феликс Дзержинский” так и не был достроен.) Полное водоизмещение “Фрунзе” составляет 24.300 тонн. Экипаж более 600 человек. На вооружении имеет противокорабельный ракетный комплекс “Гранит”, по классификации НАТО - Shipwreck.

Так как основной целью для “Фрунзе” служили авианосцы, он имел достаточно эффективное зенитно-ракетное вооружение. ПВО корабля включала комплекс С-300Ф (морской вариант знаменитой С-300), состоящий из 12 пусковых установок и 96 ракет вертикального пуска. Одно из главных достоинств этого комплекса заключается в том, что он позволяет наносить удары по авиации противника на дистанциях, равных и превосходящих дистанцию пуска многих авиационных крылатых ракет.

Достаточно эффективным считается и ракетно-артиллерийский комплекс самообороны ПВО “Каштан”. Этим же целям служат и еще два зенитно-ракетных комплекса. Корабль имеет мощное артиллерийское и противолодочное вооружение. Как ни парадоксально, но единственным походом “Фрунзе” был переход с Северного флота на Тихоокеанский. Даже на стрельбы главным ракетным комплексом он вышел всего один раз. Уже в начале 90-х годов, когда крейсер с большим трудом мог передвигаться только на вспомогательных котлах на скорости не более 14 узлов, корабль переименовали в “Адмирал Лазарев”, но лучше он себя чувствовать не стал. После множества проведенных комиссий, обращений к премьер-министру и президенту с просьбой решить судьбу крейсера на флот пришла телеграмма за подписью главкома ВМФ Феликса Громова, рекомендующая вводить в строй “Лазарев” своими собственными силами. В то время корабль еще можно было спасти. Выполнить ремонтные работы брался завод “Звезда”, однако для подготовки причальных и прочих сооружений под размещение такого корабля требовалось около 40 миллионов долларов... Еще за год до празднования 300-летия Российского флота было абсолютно ясно, что “Лазарев” уже мертв. Но еще на протяжении почти четырех лет крейсер забирал значительную часть средств, выделяемых флоту на поддержание технической готовности. Суммы, требовавшиеся “Лазареву” для того, чтобы удержаться на плаву, порой превосходили общие затраты на текущий ремонт для всего флота. Таким образом, вывод из состава флота этого корабля сегодня представляется подлинным благом. С определенной долей уверенности можно предположить, что через несколько лет то же самое можно будет сказать о сегодняшнем флагмане, ракетном крейсере “Варяг”, затем об эсминцах, БПК, и в конечном счете доберемся до тральщиков. После этого, очевидно, у нас и начнется благополучная экономика.

P.S. В начале апреля, стоя у пирса в заливе Стрелок, затонул эсминец “Осмотрительный”. 14 лет назад этот эсминец прибыл на ТОФ вместе с “Фрунзе”. В отличие от последнего на его ремонт не требовалось столь ощутимых затрат и реконструкции завода. По словам бывшего главнокомандующего ВМФ Феликса Громова, именно такие эсминцы должны были стать ядром будущего ВМФ России. Однако “Осмотрительный” утонул прямо у пирса, не прослужив флоту и 15 лет. Такое ощущение, что вместе с ним утонуло и будущее флота.

Автор: Сергей МЕЛЬНИШИН, "Владивосток"