Крутые виражи на высоте птичьего полета
Заманчивая голубизна неба с приходом весны вновь зовет в полет любителей авиации общего назначения (АОН). На первый взгляд, ничего угрожающего в этой области не просматривается, но мне как специалисту, отдавшему небу более трех десятков лет, ситуация безоблачной не кажется.
Заманчивая голубизна неба с приходом весны вновь зовет в полет любителей авиации общего назначения (АОН). На первый взгляд, ничего угрожающего в этой области не просматривается, но мне как специалисту, отдавшему небу более трех десятков лет, ситуация безоблачной не кажется.
Аппараты малой авиации превратились в НЛО, количество жертв “на небесах” увеличилось в 5 разДля начала обратимся к статистике. Сейчас в Приморье зарегистрировано около 90 летательных аппаратов АОН (мотодельтапланы, легкие и сверхлегкие самолеты и вертолеты, тепловые шары, дельтапланы и парапланы) и более 200 эксплуатирующих их авиаторов. Среди владельцев этой авиатехники не только юридические лица, организованные, как правило, в общественные организации - дельтаклубы, авиаспортклубы и аэроклубы РОСТО, но и частные лица - владельцы вертолетов и самолетов. И чем дальше мы входим в рыночные отношения, тем больше деятельность субъектов АОН будет приобретать коммерческий окрас, и это тоже вполне естественное явление.
Безусловно, большая авиация и АОН - это несопоставимые величины, но поскольку у них небо общее, то общими должны быть и правила пользования им...
Приморская экзотика в летнее время всегда привлекала отдыхающих к прибрежной морской полосе, уютным, окаймленным изумрудными сопками долинам. Поэтому в прошлое лето очень популярными среди отдыхающих были экзотические услуги в виде полетов на тепловом шаре, прогулка по воздуху “с ветерком” на мотодельтаплане, парение на парашюте за быстроходным катером и др. А одна фирма через газету рекламировала целый набор подобных услуг вплоть до обучения полетам с выдачей свидетельств пилота-любителя, но после проверки авиационными специалистами транспортной инспекции все эти услуги оказались голой липой, не подтвержденной необходимыми лицензиями и сертификатами.
А вот, к большому сожалению, развлекательные полеты на мотодельтапланах с пассажирами на борту все чаще завершаются весьма плачевно - один дельталет с высоты птичьего полета рухнул в море, и только по счастливой случайности обошлось без жертв. Другому повезло меньше - он грохнулся на автотрассу перед изумленным водителем иномарки, перебортировавшим колесо на обочине. Результат - погиб пилот и тяжелую травму получил пассажир. При разбирательстве этих авиапроисшествий оказалось, что все эти “услуги” отдыхающим предоставляются в буквальном смысле “залетными благодетелями” (первый - из Комсомольска-на-Амуре, второй - из Якутска). И подобные развлекательные полеты на территории края за последние годы в 5 случаях закончились трагически, унеся 6 человеческих жизней. Свои жизни люди вверяют в руки непонятно откуда взявшихся “асов”... Кстати, в одном из последних номеров “Аргументов и фактов” обращается внимание на то, что с 1997 года на легких самолетах и вертолетах по всей России количество катастроф увеличилось в 3 раза, а количество жертв - в 5 раз!
Памятуя том, что “сани к зиме надо готовить летом, а телегу - зимой”, еще в конце января комитет транспорта администрации края при активном участии транспортной инспекции провел координационное совещание. Цель его заключалась не только в организационном оформлении, перспективах сертификации, развития и летной деятельности субъектов АОН, но и в том, чтобы выработать систему предупреждения и пресечения несанкционированных вылетов субъектами воздушных судов авиации общего назначения. В совещании приняли участие представители Тихоокеанской транспортной прокуратуры, управлений МВД и ФСБ, ПВО, ГУРП “Примораэроконтроль”, руководители федерации любителей авиации (ФЛА), федерации сверхлегкой авиации (ФСЛА).
И даже на столь представительном форуме найти ответы на все вопросы не удалось: как в предстоящем летне-осеннем сезоне избежать ошибок прошедшего года? Главный вывод не нов - несовершенство законодательной базы.
ФАС и ее территориальные контрольные органы занимаются деятельностью только тех субъектов АОН, кто прошел государственную сертификацию и регистрацию. А кто не прошел, но летает? Те попадают под ответственность местных органов. Но... транспортная прокуратура не может привлечь к ответственности нарушителя до тех пор, пока не совершится трагедия. Вот если нарушил правила движения и эксплуатации автотранспорта, то получи - ст. 264, угнал воздушное судно - ст. 211 УК РФ, а вот статьи по ответственности за создание реальной угрозы жизни людей на воздушном транспорте нет.
В этой ситуации уместно напомнить случай из недавней контрольно-надзорной практики. Директор ООО “Дальаэро” неоднократно предупреждался отделением за грубое нарушение правил летной практики, даже и после того, как был лишен свидетельства на эксплуатацию техники. Но привлечь его к уголовной ответственности не представлялось возможным. Чудачества этого пилота закончились трагически - погиб сам, погибла пассажирка, пострадала находящаяся в радиусе аварии авиатехника. И только в этой ситуации заработала статья 253 Уголовного кодекса, но привлечь к ответственности уже было некого.
Для восполнения существующего правового вакуума на проведенном совещании было предложено администрации края утвердить проект “Порядка о взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти по предупреждению и пресечению несанкционированных полетов воздушных судов АОН”. Но правовое управление администрации края сделало заключение - это покушение со стороны субъекта федерации на полномочия АОН.
Выходит, опять круг замкнулся? А вот на территории Брянской области поступили иначе. Здесь нашли временное решение проблемы авиации общего назначения, и администрация приняла постановление об упорядочении деятельности авиации общего назначения на Брянщине, возложив контроль за выполнением этого документа на областное отделение Ространсинспекции.
У нас же ситуация напоминает басню дедушки Крылова “А Васька слушает да ест”. То бишь субъекты АОН, по-своему уяснив эту ситуацию, летали, летают и будут летать. Ну а тем, кто стоит на страже закона, надо действовать. Краевой думе надо с законодательной инициативой выходить в Государственную думу. В Уголовном кодексе должна появиться статья, согласно которой нарушитель, создавший реальную угрозу жизни людей на транспорте, должен привлекаться к уголовной ответственности.
К сожалению, невостребованным на сегодня остается потенциал специалистов воздушного транспорта отделения Ространсинспекции. ДМТУ ФАС находится в Хабаровске за сотни километров от мест дислокации приморских субъектов АОН. Из Хабаровска увидеть, что делается, допустим, в прибрежной зоне Находки и Владивостока, куда съезжаются к бархатному сезону “дикари” со всего Дальневосточного региона, практически невозможно. Своих контрольных структур у ФАС на территории субъекта федерации нет. Хотя такие специалисты есть в РТИ.
Вопросы, поставленные в этой статье, - не прихоть отдельно взятого инспектора, а реальная необходимость. Если в 30-е годы массовое увлечение воздушным спортом ограничивалось деятельностью ОСОАВИАХИМа и затем ДОСААФ, то сейчас это происходит в более обширных рамках авиации общего назначения. И если вовремя не навести порядок, то в воздушном движении будет еще больше проблем, чем в дорожном.
Автор: Борис КУЛЕШОВ, ведущий специалист отдела федерального транспорта Приморского краевого отделения Ространсинспекции, летчик 1-го класса