Вы жертвою пали в борьбе роковой...

Как сообщает пресс-служба администрации города, “помещение ВТИКа опечатано, у дверей выставлен милицейский пост для предотвращения выноса материальных ценностей и документов, которые могут быть использованы в ходе расследования деятельности бывшего горизбиркома под руководством Ильи Гринченко”.

26 май 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №597 от 26 май 1999

Как сообщает пресс-служба администрации города, “помещение ВТИКа опечатано, у дверей выставлен милицейский пост для предотвращения выноса материальных ценностей и документов, которые могут быть использованы в ходе расследования деятельности бывшего горизбиркома под руководством Ильи Гринченко”.

Ленинский районный суд, рассмотрев жалобу 13 депутатов крайдумы и обращение крайизбиркома, принял решение о расформировании городской комиссии Владивостока.

То, что комиссия Гринченко всех достала, “В” уже сообщал. Созданный полтора года назад из посланцев партий и всяких движений, горизбирком тогда явил собой образец вполне демократического и по-настоящему независимого избирательного органа (что, кстати, очень приветствуется законодательством).

Постепенно неоспоримые эти достоинства обернулись своею противоположностью. С одной стороны, “независимый” горизбирком бескомпромиссно гнул свою линию и никак не желал идти на “конструктивное сотрудничество” с городскими властями (ни с черепковскими, ни с копыловскими), у которых имелось своеобразное видение избирательных процессов на подчиненной им территории. С другой стороны, аппаратная неискушенность, отсутствие опыта в организации казенной (по сути) процедуры голосования, а зачастую банальная безалаберность членов комиссии породили массу занудных конфликтов горизбиркома с законом, проблемы с вышестоящим органом - краевой избирательной комиссией.

В результате комиссия Гринченко нажила себе лютого оппонента в лице нынешнего главы города (Копылов не раз обращался в инстанции с требованием расформировать непослушный орган). У крайизбиркома, утомленного заносчивостью и легкомыслием дочерней структуры, после очередного провала выборов (и накачки ЦИК?) также терпение лопнуло. Но согласно законодательству расформировать независимый орган имеет право лишь суд, по заявлению - либо одной трети депутатов крайдумы, либо крайизбиркома (если последний признает какие-то выборы недействительными по вине городской комиссии).

Илье Гринченко сильно не повезло - нынче звезды дурно сошлись, все по-писаному и вышло. Сначала в Ленинский райсуд обратились 13 краевых депутатов (как положено, одна треть) с соответствующим заявлением. Депутаты припомнили горизбиркому все. Попрекнули изначальным отсутствием среди членов опытных делопроизводителей и юристов, навешали всех собак за январские выборы, осудили имевшую место чехарду с бюллетенями и полный бардак в избирательной бухгалтерии... В общем, у парламентариев накипело, и депутаты Игнатенко, Масловский, Розов, Седых, Логненко и пр. попросили Ленинский райсуд расформировать злополучный орган. Суд не стал откладывать дело в долгий ящик, и на прошлой неделе (20-го) слушание началось.

Так случилось, но на той же неделе (18-го) забрела в краевую комиссию гражданка Татьяна Ивановна Попова. Дотошная избирательница, как выяснилось, не могла позабыть прошлогодние летние выборы. (Для тех, кто запамятовал, напомним: тогда городская власть в лице Черепкова по традиции отказалась финансировать кампанию. Из-за отсутствия средств горизбирком за две недели до голосования прекращает все избирательные действия, а выборы 12 июля признает несостоявшимися.) Так вот, год спустя Татьяна Ивановна написала жалобу, где уведомляет, что мероприятие было сорвано не по вине прижимистого Черепкова, а “из-за нарушений, допущенных горизберкомом” (орфография автора). Но волнует ее не сам факт свершившегося год назад безобразия, а то, что записаны выборы “несостоявшимися”, в то время как были они “недействительными”.

Кому-то такое занудное “буквоедство” гражданки, возможно, покажется и неуместным, но в Ленинском райсуде оно пришлось как раз кстати. Естественно, после того, как крайизбирком внимательно, но оперативно (собрав внеурочное заседание) рассмотрел всесторонне жалобу гр. Поповой. В решении КИК от 21 мая записано: “1. Заявление Поповой Т. И. ... удовлетворить и признать результаты выборов депутатов представительного органа г. Владивостока, назначенных на 12 июля, недействительными. 2. Обратиться в Ленинский районный суд г. Владивостока с заявлением о расформировании Владивостокской территориальной избирательной комиссии...”.

Райсуд продолжил слушание дела об избиркоме. В качестве истца выступали уже две стороны - одна треть краевых депутатов и краевая комиссия. Как и требует того закон. Над комиссией Ильи Гринченко тучи сгустились. Грянул гром.

* * *

А пока суд да дело, ситуацию вокруг городской избирательной комиссии “В” обсуждает с кандидатом юридических наук, председателем краевой избирательной комиссии Сергем КНЯЗЕВЫМ:

- Сергей Дмитриевич, похоже, стрелочника, виновника всех наших выборных злоключений нашли?

- Я бы не стал говорить, что кто-то искал стрелочника. Вы свидетель, краевая комиссия до последнего поддерживала комиссию Гринченко и отказывала всем ходатаям в расформировании горизбиркома. Поскольку не было для того юридических оснований. Хотя безоблачными наши отношения с владивостокской комиссией не назовешь. Практически в ходе всех избирательных кампаний, которые организовывал и проводил этот орган, у нас с Ильей Константиновичем в целом ряде случаев возникали разночтения и разногласия по части применения законодательства. Однако большую часть наших советов и рекомендаций (поверьте, не политических, а чисто юридических, профессиональных) горизбирком или игнорировал, или делал все ровным счетом наоборот. И во всех без исключения случаях такое упрямство шло во вред избирательной ситуации, что впоследствии доказывали многочисленные жалобы, судебные тяжбы и практически нулевые результаты выборов.

- В горизбиркоме вредители собрались?

- Не в том дело. Можно выдвинуть самых честных и искренних представителей от партий, движений и получить в комиссии полный спектр политических мнений общества, что вовсе не станет гарантией успеха мероприятия. Ведь задача органа совершенно иная - не аккумуляция воззрений, а тяжелая, рутинная, порой канцелярская работа, не приносящая политических дивидендов.

Это беда не только нашего горизбиркома - нынешняя модель формирования избирательных органов при внешней демократичности приводит к тому, что в составе комиссий преобладают люди, больше склонные к политической, популистской деятельности, нежели к кропотливой организаторской, чисто канцелярской работе. (Вы не поверите, но 16-го, в день выборов, до 10 утра в нашей городской комиссии никто к телефону не подходил, и только в 11 там появились люди - это лишь один штрих к организации голосования.)

И второе - недостаточный уровень подготовки членов комиссии, в первую очередь юридической, отсюда многочисленные проколы и грубые нарушения в работе с бюллетенями, с финансами, с документацией, переносом выборов и пр. Мы порой с чудовищным непрофессионализмом сталкивались: ну скажите, как можно привлекать в качестве главного консультанта комиссии юриста, который одновременно является кандидатом в депутаты гордумы по одному из избирательных округов?! Или последняя ситуация с майскими выборами: и центральная, и краевая комиссии убеждают лично Гринченко не отменять выборы по 6-му округу, так как веских оснований для того нет. Но горизбирком решил по-своему, за чем следует отмена решения судом - в результате выборы по 6-му округу сорваны.

У нас в крае более 30 территориальных комиссий - и городских, и районных, но ни с одной мы столько не бились. Комиссия Гринченко не просто необучаема - она как капризный самоуверенный ребенок. Ведь ладно бы просто “старших” не слушала, так ведь и на своем опыте ничему не учится - вот парадокс! Очевидно, что ситуация с горизбиркомом зашла в тупик, отношения становились все более непредсказуемыми...

- ...а тут как раз гражданка Попова со своим заявлением подоспела? Да к тому же райсуд рассматривает иск депутатов к горизбиркому... Складно так все получилось.

- Не скрою, заявление с просьбой признать прошлогодние выборы “недействительными” стало формальным поводом для обращения крайизбиркома в суд о расформировании городской комиссии. Необходимость же столь кардинальных действий назрела давно, и это, по-моему, уже для всех очевидно.

Хотя, понимаю, найдется немало охотников обвинить краевую комиссию в исполнении чьего-то политического заказа - пусть это будет на их совести. Но, согласитесь, никто не может нас упрекнуть в том, что хотя бы одно решение краевой избирательной комиссии было юридически не обоснованным. Всегда в основе наших поступков и действий лежал закон.

Не буду гадать, вполне вероятно, что, обратившись в суд, депутаты заручились одновременно и поддержкой в виде заявления в крайизбирком... Для меня важно другое: с точки зрения закона они имели право на подобные действия, а мы по закону должны на них реагировать, что и произошло. Но даже если вы правы и за всем этим стоят политические интересы - если они реализуются в рамках закона, какие могут быть претензии? Вот когда политики в жажде власти игнорируют этот закон, когда ради цели готовы идти “на все”, я первый встану на защиту законопорядка. И вы помните, в свое время вопреки интересам определенных политических сил крайизбирком официально выступил против районных выборов во Владивостоке.

- Давайте о грустном. Суд к вам прислушался, горизбирком расформирован - что дальше?

- В двухнедельный срок должна быть сформирована новая территориальная избирательная комиссия Владивостока - это прерогатива городских властей, исполнительной и законодательной. За неимением последней задача полностью ложится на администрацию города (с обязательным учетом предложений политических партий, избирательных объединений, общественных движений и т. д.)

- А выборы?

- Что касается уже назначенных на 20 июня повторных выборов в городскую думу по трем округам, то они должны состояться в срок. Что касается остальных округов, в настоящее время мы совместно с Центризбиркомом рассматриваем возможность учета изменений, внесенных в федеральный закон. Согласно им возможно совмещение довыборов в городскую думу с грядущими выборами депутатов Госдумы и губернатора края. Сейчас дело за краевой думой: если депутаты воспримут наше предложение и внесут соответствующие поправки в краевой закон, то есть гарантия формирования владивостокской думы в декабре.

- Считаете ли вы, что гарантией проведения очередных выборов является также “карманный” горизбирком? Ведь очевидно, что именно конфликт администрации Владивостока с комиссией Гринченко, их взаимная непримиримость стали основной причиной срыва майских выборов.

- Я абсолютно не согласен с вашим тезисом о карманной комиссии. Хотя уверен, наличие делового партнерства между горизбиркомом и администрацией - необходимое условие успеха выборов. И здесь ни к чему завышенные политические амбиции, жажда любой ценой отстоять свою правоту. Ведь кто бы ни находился во власти (Копылов, Сидоров, Петров), все равно у чиновников (в силу того, что они занимают определенную нишу в госструктурах) всегда будет свой собственный, в том числе и политический, интерес - это объективно. Цель не в том, чтобы бороться с этими интересами, а в том, чтобы найти разумный, в рамках законодательства, компромисс. Бороться не “против”, а “за” - в этом мудрость политиков, ведущая к успеху.

Автор: Марина ЛОБОДА, "Владивосток"