Братская могила супругов Кучерявенко

В минувшую пятницу суд признал виновным и назначил Роману Гирявцу 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Суд решил признать виновным Андрея Головенко и приговорил его к 7 годам лишения свободы, Андрея Львова - к 6, Андрея Нестеренко и Дмитрия Цацурина - к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Последние четверо, находившиеся под подпиской о невыезде, взяты под стражу в зале суда.

18 май 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №592 от 18 май 1999

В минувшую пятницу суд признал виновным и назначил Роману Гирявцу 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Суд решил признать виновным Андрея Головенко и приговорил его к 7 годам лишения свободы, Андрея Львова - к 6, Андрея Нестеренко и Дмитрия Цацурина - к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Последние четверо, находившиеся под подпиской о невыезде, взяты под стражу в зале суда.

Таков итог рассмотрения Фрунзенским райсудом уголовного дела о похищении группой тогдашних сотрудников охранного агентства "Кугуар" супругов Кучерявенко. В свое время "В" подробно рассказывал об этом преступлении. Похищение бизнесменов Галины и Владимира получило громкий общественный резонанс. Двойное убийство супругов Кучерявенко называли перчаткой, брошенной преступным миром правоохранительным органам Приморья.

Они были похищены 9 июля 1997 года у своего дома на улице Сипягина и, как выяснилось, в тот же день убиты в лесном массиве по дороге на бухту Шамора. Теперь в этой истории поставлена точка. Хотя, скорее, многоточие... Все осужденные признаны виновными только в похищении, имя убийцы на суде названо не было. В приговоре люди, нажимавшие на курок, фигурируют как "не установленные следствием лица". Не прозвучал на процессе и ответ на вопрос: все-таки кто и почему был заинтересован в этом преступлении? Впрочем, обо всем по порядку...

"Помогите! Да что вы делаете!" - крик Галины около 9 часов утра разбудил и насторожил соседей на улице Сипягина. Однако все происходило настолько быстро, что помешать злоумышленникам никто не успел. Сообщение поступило в милицию, когда микроавтобус, в который запихнули Галину и куда сел Владимир, уже сорвался с места и скрылся.

Накануне похищения один из руководителей охранного агентства "Кугуар" Роман Гирявец приказал своим сотрудникам явиться утром 9 июля в офис фирмы на проспекте "Красного знамени". Там он познакомил их с "не установленными следствием лицами". Роли были расписаны заранее. Гирявец объяснил подчиненным, что Львов, Головнев и Цацурин должны "проехать привезти людей с Эгершельда". Командовать будут новые знакомые, они знают "нужных им людей в лицо". Нестеренко и Соколов должны на своих машинах находиться рядом с местом операции и при необходимости "подстраховать". Гирявец также был поблизости на своем джипе "Тойота-Лендкруизер". Связь с не установленным следствием лицом он вел при помощи радиостанции, также выдал охранникам наручники. Что заставило Гирявца пойти на похищение (наручники как-то не вяжутся с "дружеской беседой"), суд так и не установил. Прозвучало, правда, что накануне не установленные следствием лица предложили соучредителю "Кугуара" "подзаработать". Надо привезти супругов с Эгершельда на бухту Шамора. В суде Гирявец свою вину полностью отрицал, не догадывались о возможных последствиях, по их словам, и другие сотрудники "Кугуара". Так ли это на самом деле, остается только гадать.

Как установило следствие, Владимир Кучерявенко сам сел в то роковое утро в микроавтобус после того, как поговорил с теми самыми неизвестными. Женщину запихнули в машину Головнев и опять-таки эти таинственные фигуранты. Здесь на Владимира надели наручники. Потом у офиса “Кугуара” Владимира и Галину пересадили из микроавтобуса, который могли видеть на месте похищения (и действительно видели), в легковые автомашины. Андрей Львов, по приказу Гирявца, остался у офиса и приводил микроавтобус в порядок.

Супругов Кучерявенко повезли на Шамору. Тут на проселочной дороге их и застрелили из пистолета “неустановленные лица”. Охранники, поняв, что основательно “влипли”, помогли новым знакомым закопать тела убитых супругов. Позже сотрудники “Кугуара” собрались дома у Гирявца, где последний со знанием дела зачитал им статьи Уголовного кодекса об ответственности за похищение человека и убийство. “Сейчас чтобы никто не высовывался. На работу некоторое время не ходить или даже уехать из города. Микроавтобус Львов должен уничтожить, сжечь - он в розыске”, - консультировал своих работников.

Тела супругов обнаружили только в конце августа 1997 года, через полтора месяца после похищения и убийства. Однако ни тогда, ни сейчас следствие, по крайней мере во всеуслышание, не сообщило о мотивах столь жуткого преступления. Известно, что Владимир Кучерявенко долгое время занимал должность начальника медицинской службы ТОФ, до этого служил на Камчатке на атомных подводных лодках. Сослуживцы характеризовали его как хорошего организатора, исповедовавшего жесткий командный стиль работы, требовательность к подчиненным. После небезызвестных событий на острове Русском Владимира Тимофеевича, как и многих других офицеров ТОФ, сняли с должности начальника флотской медслужбы. После этого он вместе с супругой Галиной зарегистрировал торговую фирму “Галина Со. Ltd”. Вместе с четой Кучерявенко здесь работали их родственники и близкие друзья. Помимо других деловых операций фирма владела рынком на улице Прапорщика Комарова.

Незадолго до трагедии, впрочем, дела фирмы шли не очень хорошо. Планам строительства во Владивостоке международного бизнес-центра и крытого рынка на его территории не суждено было сбыться. В то время началось строительство центра “Хендэ”, и идея Кучерявенко оказалась ненужной. Были летом 1997 года у “Галины Со.” финансовые сложности с банками, где брались кредиты.

Сестра Галины Кучерявенко - Елена и ее мать тоже не могут предположить, за что супругов могли убить. Известно, что до 9 июля 1997 года Галина и Владимир никаких дел с охранным агентством “Кугуар” не имели. Правда, мать Галины говорит, что за несколько дней до убийства дочь сказала ей, что домой звонят неизвестные и угрожают. Кстати, после убийства дочь Галины и Владимира осталась в США, где была летом 1997 года. Ее просто боятся привозить во Владивосток. Ведь до сих пор остается загадкой, кому и почему была выгодна смерть Кучерявенко. Возможно, кто-то хотел “выбить” из них деньги, либо они владели какой-то опасной для других информацией.

Что касается “неустановленных следствием лиц”, проще говоря - убийц, то, видимо, правоохранительные органы все-таки знают о них достаточно. По некоторым данным, одного из них все-таки задержали за пределами края. Остается надеяться, что в процессе работы с ним следователи выяснят всю подоплеку этого жуткого преступления. Пока же, после осуждения сотрудников “Кугуара” за похищение, дело об убийстве нельзя считать полностью раскрытым.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток", фото из архива "В"