Кругосветка против “удобных флагов”
Интернациональную помощь не на словах, а на деле оказали во Владивостоке представители Международной федерации транспортников (ITF). Посланцы объединенного профсоюза судовых рабочих и докеров на теплоходе Global Mariner ровно неделю находились в нашем городе у причала морского вокзала.
Интернациональную помощь не на словах, а на деле оказали во Владивостоке представители Международной федерации транспортников (ITF). Посланцы объединенного профсоюза судовых рабочих и докеров на теплоходе Global Mariner ровно неделю находились в нашем городе у причала морского вокзала.
Российские экипажи оказываются брошенными в самых разных частях светаПомимо своей основной деятельности они встретились с экипажем теплохода “Лахта”. Российские моряки на судне под флагом Белиза уже много месяцев не получают заработную плату, компания-фрахтователь “Делнер Шиппинг” задолжала экипажу несколько десятков тысяч долларов США. С 4 февраля моряки бастуют, отказываются покидать борт судна, стоящего в бухте Золотой Рог, требуют полного погашения задолженности перед ними. Коллеги с Global Mariner помогли им продуктами питания и немного деньгами, юристы дали необходимые советы экипажу для дальнейшей борьбы за свои права.
Владивосток стал единственным портом России, куда сделал заход теплоход ITF (на Балтике он дошел только до Риги) за свое 10-месячное плавание (всего турне через все моря и океаны займет 20 месяцев). Этот бесконечный рейс в честь 50-летия ITF международный профсоюз моряков и докеров проводит в знак протеста против “удобных флагов”.
“Удобный флаг” - это судно, которое плавает под иным флагом, чем флаг страны-судовладельца. Под них уходят из-за низких регистрационных взносов, мизерных налогов и возможности найма дешевой рабочей силы. Последний фактор позволяет на таких судах не соблюдать общепринятые социальные нормы, права человека, технику безопасности и требования по охране окружающей среды. Моряки из стран третьего мира, где высокая безработица, нанимаются на суда буквально за гроши и трудятся на износ.
Примеры с отдельными российскими экипажами служат тому подтверждением. Бывшие советские теплоходы с нашими моряками на борту под флагами Кипра, Либерии, Панамы (всего 27 государств и территорий) оказывались брошенными в разных частях света. Не проходит месяца, чтобы в редакцию “В” не обращались за помощью родственники моряков из Владивостока, которые прозябали в тот момент где-нибудь в ЮАР, Греции, Сенегале или Саудовской Аравии. Без гроша в кармане, без питьевой воды, продуктов и топлива 1,5 года находятся под арестом в Кувейте экипажи теплоходов “Труновск” и “Кутузово”.
Россия не особенно выделяется на фоне других морских держав мира. Занимая на планете второе место по количеству судов (2511) после Панамы (4554) и опережая Китай (1720) и Либерию (1661), наша страна пытается защищать интересы моряков торгового флота и докеров. А заработная плата у них значительно выше, чем у многих представителей береговых профессий. Хотя и отставание от наиболее развитых государств - Нидерландов, Великобритании, США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Канады - несоизмеримо. И хотя российские моряки обладают большей квалификацией и профессионализмом, им платят на порядок ниже даже на судах под собственным флагом.
Мировое турне Global Mariner показывает судовладельцам и рядовым морякам эффективность совместной борьбы против “удобных флагов”. Само судно 1979 года постройки на верфях Сандерленда в Англии сейчас плавает под флагом Великобритании. Но было время, когда оно уходило под флаг Гонконга. На нем трудится смешанный экипаж из 25 человек, и еще постоянно находятся на борту 33 сотрудника ITF.
В пяти бывших грузовых трюмах теплохода сейчас располагается выставка. Без сомнения, ее посещение может потрясти воображение людей. С помощью световой гаммы и звуковых эффектов устроители экспозиции добились полной отдачи от выставленных картин, фотографий и кинохроники. Выставка дает представление о наиболее масштабных кораблекрушениях с многочисленными жертвами. Здесь имеется макет затонувшего парома “Эстония”. Показаны невыносимые условия труда торговых моряков, травмы и увечья, отсутствие элементарной медицинской помощи. “Продукты питания”, которыми кормят их, вообще не поддаются описанию: похлебка из протухших мяса и рыбы, каши из просроченных зерновых и бобовых, подгнившие овощи и всюду - тараканы, крысы...
Мириться с этим нельзя, и следующий стенд тому подтверждение. Профсоюз, представляющий интересы более пяти миллионов человек в 125 странах, борется против “удобных флагов”, безработицы, низкой заработной платы и отсутствия социальных гарантий с помощью забастовок и демонстраций, судебных решений и обмена информацией.
Важное место в этой борьбе занимает профсоюз российских моряков и докеров. И особенно его филиал во Владивостоке. Именно по этой причине наш порт и был выбран ITF для посещения.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"