Опытный ректор, начинающий политик

Всегда интересно разговаривать с человеком, который не отказывается ни от каких вопросов. Испытываешь уважение, когда собеседник не пытается отгородиться ширмой пышных фраз. Есть еще одно, достаточно редко встречающееся качество - азарт, когда движение мысли, жест, выражение глаз создают некое эмоциональное поле. Таким собеседником оказался Геннадий Лазарев, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, профессор, депутат приморской краевой думы.

17 янв. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №57 от 17 янв. 1997

Всегда интересно разговаривать с человеком, который не отказывается ни от каких вопросов. Испытываешь уважение, когда собеседник не пытается отгородиться ширмой пышных фраз. Есть еще одно, достаточно редко встречающееся качество - азарт, когда движение мысли, жест, выражение глаз создают некое эмоциональное поле. Таким собеседником оказался Геннадий Лазарев, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, профессор, депутат приморской краевой думы.

- Геннадий Иннокентьевич, представьте, что перед вами нескончаемый забор. Вам же надо на другую сторону. Какие действия предпочтете?

- Сначала подумаю, так ли уж мне необходимо на другую сторону. Может, в другой раз? Но если мне действительно надо, то на другой стороне я буду обязательно.

- Первым ввяжетесь в драку?

- Нет, я отнюдь не задира. Если же сильно тронут, спуску я не дам.

- Примете на работу человека, сильного специалиста, но вам антипатичного?

- Раз он профессионал, да. Я ведь не в гости его зову, работать.

- Критика сильно бьет по самолюбию?

- Если касается университета, то задевает.

- В жизни судьба часто преподносила вам подарки?

- Легко ничто никогда не дается. Только через труд. Вы даже себе представить не можете, сколько усилий понадобилось, чтобы технологический институт получил статус учебного заведения министерства высшего образования, чтобы признание университета состоялось не только документально. Сейчас работаем над открытием филиала в Находке. Был вариант здания на хорошей базе, но я про себя все думал, что-то слишком легко, не мой путь. И точно. Сейчас нам отдают здание недостроенное. Но через год, вы убедитесь, мы и построимся, и будем дальше развиваться. У нас много проектов, которые уже сегодня дают высокий результат, конечно, это результат кропотливой работы. Недавно к нам приезжали руководители Московской автодорожной академии и Хабаровского технического университета, где 30 лет существует специальность, которую мы развиваем в течение последних лет. Они просто были поражены нашими результатами. Пять лет работают с нами японцы по реализации проекта “Хонда”, а это, вы знаете, очень требовательные и взыскательные партнеры. Так вот именно наш университет ныне получил заказ на перевод с японского на русский технического описания автомобиля “Хонда-Цивик” образца 1997 года, который в ближайшее время будет поставляться на российский рынок. А то, что в Париже на международном конкурсе модельеров-непрофессионалов мы во второй раз представляем Россию, - тоже результат кропотливого труда. Три докторские диссертации были защищены в прошлом году у нас в университете, 37 преподавателей прошли обучение-стажировку за границей. В 99-м году университет отметит свое тридцатилетие. Думаю, что будет ряд мероприятий, которые подтвердят нынешний статус университета и наши достижения.

- И поражения вам не ведомы?

- Бит был не раз, да не создастся у вас впечатления этакого “везунчика по жизни”. Но каждый раз “после того, как” появляется этакий кураж: раз цель поставлена, она должна быть достигнута.

- Вероятно, поэтому вы столь настойчиво “брали” думу?

- Да, мой путь в думу тоже был тернистым, я был избран с третьего раза.

- Объясните мне такой феномен, когда на одно место (независимо от уровня законодательной власти) претендуют порой до десятка кандидатов. Что движет людьми: сверхсоциальная активность? Желание попасть на “доходное место”?

- Только чудаки могут считать его таковым. Мне кажется, сегодня очень много “спецов”, которые хорошо умеют рассказывать, как обустроить нашу жизнь. Многие из них с ярко выраженным желанием самоутвердиться. При этом часто декларируют, что надо сделать, забывая объяснить, как этого достичь. Слушать таких кандидатов можно, верить опасно.

- Как же “отсечь” демагогов?

- Здесь критерий, на мой взгляд, может быть один: профессионализм кандидата в своей области. Надо смотреть, каких результатов он сам достиг в жизни. В нынешней краевой думе подобрались именно такие люди. Возьмите, к примеру, Юрия Диденко, Ирину Туманову, Николая Крецу, Антонину Алексашкину. Это специалисты, обладающие высоким рабочим потенциалом, эрудицией, организаторскими способностями. Полагаю, когда-нибудь в будущем законодательные органы будут состоять из юристов, экономистов. Ныне же критерий - по результатам трудовой деятельности.

- Мнение обывателя о работе депутатов порой весьма скептичное: заседания, голосования... И это вся деятельность?

- За рубежом вообще считается, что хорошо то правительство, чья работа просто незрима. К чему рассказывать о кропотливой подготовительной работе, о тех усилиях, которые прилагаешь. Опять же важен результат твоего труда.

- Вы в думе год. Довольны результатами своего труда?

- Не буду хвалиться, пожалуй, я только освоился и разобрался в сути происходящих процессов.

- И в чем же они состоят?

- Главная задача - создание законодательной базы. Краю нужны регламентирующие законы, охватывающие все стороны нашей жизни. Нет основополагающих: о бюджете, о налогах, о заработной плате. В декабре я был в Москве на депутатских слушаниях. Бюджет страны за 1995 год в расходной части был выполнен полностью, но по одним статьям - на 1 процент, а по другим - на 600, к примеру, процентов. Правомерно ли такое соотношение? Кто ответит за такую вольность? И на российском уровне, и на краевом со стороны депутатов должен быть жесткий контроль за расходованием денег, за соблюдением законов.

- Если я вас правильно поняла, будут у нас в крае хорошие законы, будет нам легче жить. Но вот принят думой закон о социальном статусе учителя, однако он же не выполняется.

- Да, отрицать не буду, здесь присутствует популистский момент: приняли, когда бюджет уже был сформирован. Но я уверен, он будет действовать, в этом году мы закладываем в бюджете под закон определенные статьи. Как и всякому роду деятельности, работе в думе тоже надо учиться. Ошибки неизбежны, главное - все недочеты учитывать в будущем.

- Эльдар Рязанов в своей книге “Неподведенные итоги” рассказывает, что, получив массу наказов избирателей при его выдвижении в народные депутаты, дрогнул: “Обещать, что свершу эти поистине геракловы подвиги, я не решился”. И предпочел просто сойти с дистанции.

- Вот почему на сегодняшнем этапе я все-таки за “управленцев”: нельзя оставлять без внимания требования избирателей, но помочь порой можно, если депутат имеет свой вес в общественно-политических кругах края.

- Смоделируем ситуацию: вас выдвигают в думу на второй срок, вы обещаете избирателям...

- ... ничего сверхъестественного не обещаю. Я вообще скуп на обещания. Не скрою, для меня престижно быть депутатом, я дорожу этим статусом. Все, что я могу, - это работать самозабвенно, с полной отдачей, и чем сложнее выпадает задача, тем интереснее браться за ее решение, чтобы непременно добиться успеха.

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”