Мастера культуры с Григорием Пасько

Группа всемирно известных российских деятелей науки и культуры обратилась в военный суд Тихоокеанского флота с просьбой изменить меру пресечения Григорию Пасько, обвиняемому в государственной измене в форме шпионажа. Лариса Богораз, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Сергей Ковалев, Дмитрий Лихачев, Анатолий Приставкин и Алексей Яблоков ходатайствуют перед судом об освобождении военного журналиста из-под стражи под их личное поручительство.

30 март 1999 Электронная версия газеты "Владивосток" №567 от 30 март 1999

Группа всемирно известных российских деятелей науки и культуры обратилась в военный суд Тихоокеанского флота с просьбой изменить меру пресечения Григорию Пасько, обвиняемому в государственной измене в форме шпионажа. Лариса Богораз, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Сергей Ковалев, Дмитрий Лихачев, Анатолий Приставкин и Алексей Яблоков ходатайствуют перед судом об освобождении военного журналиста из-под стражи под их личное поручительство.

Военный суд не принял к рассмотрению личное поручительство академика Дмитрия Лихачева и других видных правозащитников

Более 16 месяцев Григорий Пасько содержится под стражей, отмечается в обращении. В настоящее время дело находится в стадии судебного разбирательства. Ход процесса показывает, что для всестороннего и объективного исследования всех материалов данного дела потребуется еще много месяцев. Вместе с тем состояние здоровья Григория Пасько резко ухудшилось, что, естественно, отражается на возможности его полноценного участия в судебном процессе.

“Вам должно быть известно, что дело Пасько находится в центре общественного внимания как в нашей стране, так и за рубежом. В этой ситуации должны быть развеяны любые сомнения в том, что методы судебного исследования материалов дела как-то связаны с внесудебным давлением на подсудимого.

Единственным доводом в пользу содержания подсудимого под стражей во время такого долгого и трудного процесса могло бы быть обоснованное предположение, что у подсудимого есть намерение воспрепятствовать судебному разбирательству и скрыться от правосудия.

Однако сейчас, когда самые известные международные организации объявили Пасько узником совести; когда, по заявлениям самого подсудимого и всех защищающих его общественных организаций, основной их целью является доказательство невиновности журналиста именно в процессе судебного рассмотрения его дела, - просто немыслимо и невероятно, чтобы сам подсудимый как-то попытался избежать правосудия.

Такие его действия стали бы косвенным признанием собственной вины, и такими действиями он только отвратил бы от своей защиты все отечественные и международные организации”, - говорится в заявлении.

Исходя из вышесказанного, решение суда оставить без изменения меру пресечения для подсудимого, принятое на основании оперативных рекомендаций ФСБ, воспринимается только как очередной способ давления спецслужб и на сам суд, и на подсудимого. А значит, уже само начало судебного процесса вызывает вполне обоснованные сомнения в возможности его объективного продолжения и завершения.

“Мы, нижеподписавшиеся граждане России, всеми силами стремимся к упрочению авторитета своей страны и, в частности, к повышению международного авторитета российского правосудия. Этот авторитет нашему правосудию придаст только безупречность судебных процессов и, в первую очередь, тех, к которым приковано международное и отечественное внимание. Немаловажную роль в восстановлении такого авторитета могла бы сыграть возвращенная в судебную практику система личного поручительства, широко применявшаяся в судебной деятельности дореволюционной России”, - отмечают поручители.

“Нашего личного авторитета и влияния достаточно, чтобы гарантировать исполнение Григорием Пасько всех законных требований и предписаний со стороны суда, - считают Лариса Богораз, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Сергей Ковалев, Дмитрий Лихачев, Анатолий Приставкин и Алексей Яблоков. - Принимая во внимание все вышесказанное, просим вас изменить меру пресечения подсудимому Григорию Пасько и освободить его из-под стражи под наше личное поручительство”.

По просьбе корреспондента “В” ходатайство видных общественных деятелей прокомментировал адвокат Фрунзенской юридической консультации Евгений Коровин: “В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ личное поручительство - одна из мер пресечения, избираемых следователем, прокурором или судом в отношении обвиняемого по уголовному делу в качестве гарантии того, что обвиняемый не будет заниматься преступной деятельностью, препятствовать установлению истины по делу. Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку обвиняемого по вызову суда.

В данном случае поручителям известна сущность дела Григория Пасько (что требуется согласно ст. 94 УПК РФ). Поручители - известные писатели и общественные деятели, и относительно доверия к этим лицам не возникает сомнений. В связи с этим суд вправе заменить меру пресечения в отношении Григория Пасько с содержания под стражей под личное поручительство”.

Но зачитанное в ходе заседания ходатайство военный суд Тихоокеанского флота пока не принял к рассмотрению. Это дает общественным защитникам основание утверждать, что процесс над Григорием Пасько по-прежнему носит обвинительный характер.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, "Владивосток"